31.01.2017
Редакция Naked Science
1 699

Шимпанзе избили, убили и частично съели своего старого тирана

Приматологи рассказали, как стая шимпанзе расправилась со своим бывшим вожаком.

murd0

Жестокая сцена разыгралась в жаркой саванне африканского Сенегала. Жертва – самец шимпанзе по кличке Фудуко (Foudouko) – была избита руками, камнями и палками, частично съедена соплеменниками и брошена зверям. Это уже далеко не первое кровавое преступление среди обезьян, которое наблюдают ученые, и не первое известное внутригрупповое убийство у шимпанзе. Но оно стало особенно интересным; почти детективную предысторию приматологи рассказали в статье, опубликованной International Journal of Primatology.

Джил Прюц (Jill Pruetz) и ее коллеги из Университета Айовы наблюдают за этой стаей шимпанзе, живущей на юго-востоке Сенегала, еще с 2001 г., в рамках проекта Fongoli Savanna Chimpanzee. Эта группа необычна тем, что к настоящему моменту в ней преобладают самцы, тогда как обычно в стаях шимпанзе больше самок. Ученые предполагают, что в этом виноваты местные браконьеры: самки, которых можно использовать для получения детенышей на продажу, пользуются у них большим спросом. В итоге в стае самцов стало слишком много – и конкуренция в их иерархии накалилась.

Однако еще 13 лет назад положение доминирующего самца в стае занял Фудуко, могучий и грозный альфа-самец, который, по словам Джил Прюц, стал для остальных «кем-то вроде тирана». Он поднялся на вершину власти еще молодым самцом при поддержке своего ближайшего соратника Мамаду (Mamadou), получившего «должность» беты. Однако в 2007 г. Мамаду был серьезно ранен и несколько недель восстанавливался, после чего резко упал в групповой иерархии. И это тогда плохо сказалось на лидере.

Позиции Фудуко, которого теперь поддерживал не бета-самец, а один из низших, пошатнулись. Другие самцы начали активно бороться за свержение его с положения вожака и буквально затравили. Фудуко покинул стаю и несколько лет прожил в полном одиночестве, лишь в 2013 г. вернувшись и заняв место бета-самца при своем брате Дэвиде (David), который теперь занимал его место. Однако не всем в стае это понравилось – пятеро молодых самцов, для которых вернувшийся Фудуко стал помехой, то и дело его задирали. «Он попробовал вернуться сразу в высоком ранге, что с его стороны было величайшей глупостью», – комментирует Джил Прюц.

В самом деле, однажды утром приматологи услышали громкие крики и вскоре обнаружили Фудуко, жестоко избитого, окровавленного и мертвого. В спине его зияла рана, ребра были переломаны, разорвано анальное отверстие. Судя по повреждениям, самец умер от внутреннего кровотечения или от потери крови через опасный разрыв на бедре. Раны на пальцах, по мнению ученых, показывают, что несколько противников могли удерживать его руки, хватая зубами, пока остальные наносили удары.