27.10.2023
1 437

У диких шимпанзе открыли менопаузу

5.1

Ученые из США и Германии пришли к выводу, что у шимпанзе, как и у людей, бывает менопауза, причем длиннее человеческой. При этом пожилые самки не помогают своим дочерям заботиться о внуках — хотя ранее именно это было основной гипотезой, объяснявшей такое явление. Получается, у выживаемости женского пола в пострепродуктивный период могут быть совсем иные и пока неизвестные причины.

Одна из пожилых самок из группы шимпанзе, которую изучали ученые
Одна из пожилых самок из группы шимпанзе, которую изучали ученые / © phys.org / Автор: Euclio Drusus

Менопауза — столь редкое явление, что до сих пор его (в естественных условиях, то есть не в неволе) достоверно обнаружили лишь у людей и некоторых видов зубатых китов. Как известно, менопауза предполагает выживаемость самок после детородного возраста, что кажется излишним с точки зрения биологической эволюции. Ведь эти особи поглощают ресурсы, которые при других условиях достались бы их молодым сородичам — и те оставили бы больше потомства. Однако все мы знаем, что бабушки могут быть полезны в воспитании внуков — в качестве советчиков и сиделок.

Это житейское наблюдение подтверждают исследования. Хотя речь идет о людях, а не о дикой природе, где такое явление может быть излишним. Например, пожилые самки тех же шимпанзе обычно не живут рядом с дочерьми и вовсе не заботятся о внуках.

Поэтому изучение менопаузы среди высших приматов — близких родственников человека — играет большую роль для понимания того, как она развивалась у рода Homo. Ученые из университетов Калифорнийского, Аризонского, Нью-Мексико, Мичиганского, Йельского, институтов Смитсоновского (США) и эволюционной антропологии имени Макса Планка (Германия) в течение более чем 20 лет наблюдали за сообществом диких шимпанзе в парке Кибале на западе Уганды, чтобы пролить свет на этот вопрос. Выводы исследователей представлены в журнале Science.

Авторы работы изучили показатели смертности и фертильности 185 самок шимпанзе на основе данных, собранных с 1995 по 2016 год. При этом они посчитали долю взрослой жизни, проведенной в пострепродуктивном состоянии для всех наблюдаемых самок, а также измерили уровень гормонов в 560 образцах мочи 66 самок разного возраста — от 14 до 67 лет. Выяснилось, что самки, достигшие половой зрелости (14 лет), находились в пострепродуктивном состоянии около одной пятой своей взрослой жизни — это вдвое больше показателей у охотников-собирателей нашего вида.

Исследователи заметили, что фертильность у шимпанзе снизилась после 30 лет, а в возрасте 50 лет самки в принципе уже не рожали. Гормональные данные показали, что у изучаемых приматов переход к менопаузе был таким же, как у людей, и начинался примерно в 50 лет. Это означает, что менопауза могла появиться у общих предков шимпанзе и человека, а вот зачем — вопрос. Очевидного ответа нет: в сообществах шимпанзе пожилые самки выглядят заботящимися только о себе. Для прояснения ситуации нужны дополнительные исследования поведения пожилых самок шимпанзе в группе.