Приматологи обвинили орангутанов в сговоре с целью убийства — Naked Science

Приматологи обвинили орангутанов в сговоре с целью убийства

В отличие от шимпанзе, людей и других крупных приматов, орангутаны отличаются довольно мирным нравом, а их самки и вовсе вполне доброжелательны. И если те же шимпанзе могут устраивать даже межплеменные войны, то приматологам прежде не было известно ни единого примера даже одиночного убийства орангутана своим же соплеменником. Тем кошмарней оказалась история, свидетелями которой стали недавно ученые.

ekkoand-kondor

Этот вид больших обезьян вообще отличается сравнительно невысокой социализацией, но убийство все же было совершено, причем групповое. Преступление развернулось на индонезийской части острова Калимантан (Борнео) на строго охраняемой от людей территории национального парка Мавас, где работают лишь ученые и рейнджеры. Орангутаны – одна из главных жемчужин парка, да и всего Калимантана, и приматологи активно и осторожно изучают их поведение. Поэтому все участники преступления были знакомы им поименно: жертвой стала старая самка по кличке Сидони, а преступниками – юная Кондор и ее «жених» Экко. Набросившись на одинокую соплеменницу, они били и кусали ее, нанеся глубокие раны, которые оказались несовместимы с жизнью.

«Это было просто поразительно, – говорит наблюдавшая за всем этим исследовательница из Германии Анна Марцек (Anna Marzec), – до сих пор мы ничего подобного не видели». По ее словам, первой напала Кондор, и чем могла быть вызвана вспышка ее агрессии, пока что остается неизвестным. Самки орангутанов вообще не вступают в схватки ни за самцов, ни за территории. Однако юная Кондор, возможно, была чересчур горда соседством с прекрасным молодым самцом, что могло сделать ее слишком самоуверенной и заставить продемонстрировать это на ни в чем не повинной Сидони.

Кроме того, по словам ученых, не так давно Кондор потеряла ребенка и непосредственно до роковой встречи снова совокуплялась с Экко. Появление Сидони прервало их занятие, и Экко отправился проверить, нет ли в этом какой угрозы. Он уже возвратился было к Кондор, но та вдруг набросилась на Сидони, и лишь затем к своей подруге присоединился Экко. Стоит сказать, что в обществе орангутанов событие не прошло незамеченным: самец по кличке Гуапо пришел на помощь несчастной и отогнал нападавших. Однако было уже поздно, и Сидони осталась лежать, будучи тяжело травмированной.

Корни произошедшего ученые видят… в человеке. Активное освоение территории острова и сокращение ареала обитания орангутанов заставляют их жить в непривычной и неподходящей для этих приматов тесноте. Поэтому преступление может быть лишь началом: «Мы думаем, что вскоре будем наблюдать такие трагедии снова и снова», – замечает Анна Марцек.