11.03.2017
Редакция Naked Science

Регенерацию сетчатки у рыб данио связали с ГАМК

Американские ученые показали, что гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) регулирует процессы регенерации в сетчатке рыб данио-рерио. Результаты исследования опубликованы в журнале Stem Cell Reports.

glofish-danio-rerio-purple-danio-information-wiki-glofish-danio-for-sale-and-where-to-buy-aquatic-mag-1

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире нарушениями зрения страдают около 285 миллионов человек. Терапия таких аномалий, в частности дегенеративных заболеваний сетчатки, проводится двумя способами. Один из них предполагает инъекции стволовых клеток или прекурсоров фоторецепторов в поврежденный орган для их интеграции с сохранными тканями. В ряде случаев этот подход позволяет добиться улучшения, но не приводит к восстановлению зрения. Альтернативный метод заключается в том, что регенерацию сетчатки стимулируют эндогенно, в результате чего утрата клеток компенсируется естественным образом.

В отличие от данио-рерио (Danio rerio), у млекопитающих сетчатка не способна к регенерации после травмы. Известно, что самки рыб этого вида могут полностью восстанавливать зрение примерно за 28 суток благодаря активации клеток Мюллера — глиальных клеток сетчатки. После повреждения клетки Мюллера, представляя собой «зрелые» стволовые клетки, дедифференцируются и образуют прекурсоры нужных клеток, восполняя потерю. При этом строение сетчатки у рыб и млекопитающих в целом идентично: последние также обладают клетками Мюллера. Причина, по которой у млекопитающих глия сетчатки «дремлет», до сих пор неясна.

Между тем прошлые работы показали, что ключевую роль в пролиферации некоторых клеток может играть ГАМК — важный тормозной нейромедиатор центральной нервной системы (ЦНС). Так, выяснилось, что «взрослый» нейрогенез в субгранулярной зоне гиппокампа у мышей происходит только при условии снижения внеклеточных уровней ГАМК на фоне несинаптического ответа ГАМКА-рецепторов на клетках радиальной глии. Функцию регулятора регенерации ГАМК, вероятно, также выполняет в случае клеток поджелудочной железы.

В новом исследовании ученые из Университета Вандербильта проверили, связана ли ГАМК с регенерацией сетчатки. Для этого авторы разделили данио-рерио на две группы, одной из которых повредили фоторецепторы и спустя 28 часов ввели в сетчатку одного глаза мусцимол (агонист ГАМКА-рецепторов), который должен был стимулировать выработку нейромедиатора, в сетчатку второго — натрий-фосфатный буфер (PBS). В сохранные сетчатки второй группы вводились антагонист AMPA-рецепторов NBQX или антагонист ГАМКА-рецепторов габазин, понижающие уровень ГАМК, и PBS. Затем исследователи оценивали активность клеток Мюллера в обеих группах по ядерному антигену пролиферирующих клеток (PCNA) — вспомогательному фактору репарационной ДНК-полимеразы дельта.

Пролиферация глии до эксперимента, после инъекции PBS и NBQX / ©Mahesh B. Rao et al., Stem Cell Reports, 2017

Результаты показали, что пролиферация клеток Мюллера увеличилась у особей, уровень ГАМК которых искусственно понижался, тогда как у рыб с поврежденными фоторецепторами процесс регенерации оказался ограничен. Поскольку препараты влияли на пролиферацию глии косвенно, ученые создали генетическую конструкцию, которая экспрессировала доминантно-негативную версию γ2-субъединицы ГАМКА-рецептора (DNγ2) данио-рерио (она воспроизводила мутацию, которая наблюдается при наследственной форме эпилепсии у человека), и ввели ее в сетчатку рыб. В этом случае клетки Мюллера также отвечали пролиферацией, что подтверждало выявленный механизм.

По словам авторов, полученные данные указывают, что снижение ГАМК является спусковым механизмом для регенерации сетчатки. В дальнейших исследованиях они намерены выяснить, инициирует ли ГАМК только пролиферацию клеток Мюллера, или также влияет на дедифференцировку и образование новых клеток из прекурсоров. В будущем понимание молекулярных процессов, лежащих в основе такой регенерации, может помочь в разработке новых методов лечения нарушений зрения у человека.

В поиске таких методов ученые не ограничиваются естественными возможностями живых организмов. Например, ранее группа японских биологов частично восстановила зрение мышей на терминальной стадии дегенерации сетчатки с помощью генной терапии, а их британские коллеги замедлили прогрессирование хороидермии у шести пациентов.

Ученые Университета Лобачевского, Приволжского исследовательского медицинского университета и МГУ имени Н. П. Огарева развивают разработку нанокомпозитных материалов для заживления ран, язв и ожогов. Раневое покрытие представляет собой пленку из бактериальной наноцеллюлозы, которая содержит наночастицы оксида цинка, модифицированные дифосфатом бетулина.

Атомная подводная лодка «Князь Олег» осуществила стрельбу баллистической ракетой «Булава» из Белого моря по полигону Кура. Пуск провели из подводного положения. Боевые блоки успешно достигли заданного района.