Перевести стрелки — Naked Science

Перевести стрелки

Ученые научились «переводить стрелки» внутренних часов организма, меняя время сна и бодрствования легко и непринужденно.

sleep-clock

Внутренние часы, задающие циркадные ритмы работы для всех систем организма, имеются почти у всех живых существ на Земле. У людей соответствующие компоненты находятся в большинстве клеток и тканей, они диктуют нам смену циклов активности ? прежде всего, суточных циклов сна и бодрствования.

Основу этого механизма составляет сложный набор белков, рецепторов и сигнальных молекул, взаимодействие которых обеспечивает постоянный ход внутренних часов нашего организма в соответствии со сменой освещенности в течение дня и ночи. Работу одного из важных компонентов этого механизма рассматривает новое исследование, проведенное группой ученых из Манчестерского университета во главе с Дэвидом Бехтольдом (David Bechtold) совместно со специалистами компании Pfizer.

Авторам удалось идентифицировать процесс, посредством которого организм реагирует на смену освещенности и подстраивает в соответствии с ними «стрелки» своих внутренних часов. Они показали, что ключевую роль в этом играет белок казеинкиназа 1-эпсилон (CK1epsilon): мыши, у которых его активность была подавлена, перестраивались на новое расписание времени сна и бодрствования намного быстрее и легче.

На следующем этапе ученые апробировали и вещество, избирательно блокирующее активность CK1epsilon, и продемонстрировали, что оно действительно помогает «переводить» внутренние часы, причем с минимальной нагрузкой на метаболические системы организма.

«Генетически мы никак не созданы для быстрой адаптации к изменению времени, смены циклов активности ? перелете в другой часовой пояс или изменениям рабочего расписания ?и наши внутренние часы созданы, наоборот, так, что максимально сопротивляются таким быстрым изменениям, ? говорит Бехтольд. ? К сожалению, сегодня нам приходится встречаться с этим все чаще, и нарушение спокойного течения циркадных ритмов имеет совершенно реальные негативные последствия для нашего здоровья».

Впрочем, теперь все заядлые путешественники и хронические трудоголики мира с нетерпением ждут продолжения работы ученых из Манчестера. Рано или поздно она наверняка увенчается созданием надежного и безопасного препарата, который позволит им избавиться от хронических недосыпаний и джет-лагов.

Исследуя культуры диатомовых водорослей, выделенных из почв Европы и Азии, ученые из Института физиологии растений имени К. А. Тимирязева РАН обнаружили пять новых видов. В том числе несколько уникальных для этих территорий, хотя раньше считалось, что водоросли этого рода распространены по всему земному шару. 25 штаммов этих организмов разделили на виды по сходству генов и внешнему строению покровов, создав тем самым коллекцию, которая может стать основной для поиска улучшенных способов производства веществ, важных для медицины, фермерства и рыбных хозяйств, ведь диатомовые водоросли быстро растут и могут накапливать полезные вещества даже при недостатке питания в среде.