Мода на беличий мех могла заразить Европу проказой

Исследователи назвали скандинавских белок источником средневековой эпидемии проказы в Британии. Тот же штамм возбудителя заболевания встречается на острове и сегодня.

26 окт Наталья Пелезнева Комментариев: 0

Британские исследователи обнаружили в ДНК женщины, жившей в Восточной Англии в Х веке, следы бактерии-возбудителя проказы. Тот же штамм микроорганизмов находили и в более ранних останках. Ученые полагают, что источником эпидемии мог стать беличий мех, который поставляли в Британию из Скандинавии.

Проказа (лепра) — хроническое инфекционное заболевание, поражающее кожу, периферическую нервную систему и дыхательные пути. Она передается от человека к человеку через выделения изо рта и носа. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире диагностируют более 200 000 новых случаев лепры. Ранее считалось, что проказой страдают только люди, но впоследствии стало известно, что болезнь встречается и у животных.

Материалом для нового исследования стал череп женщины, найденный в Хоксни (графство Суффолк, Восточная Англия). Радиоуглеродное датирование позволило определить период, на который пришлась жизнь женщины, — между 885 и 1015 годом. На черепе обнаружили черты, характерные для заболевания лепрой: например, отсутствие носовой ости (spina nasalis) — выступа носовой части лобной кости, соединяющегося с носовой перегородкой. Ученые предположили, что болезнь значительно изменила облик англичанки. Скорее всего, ее лицо было сильно повреждено, также пострадали нервы конечностей.

Мода на беличий мех могла заразить Европу проказойЧереп из Хоксни / © Dr Sarah Inskip

Анализ ДНК женщины позволил выявить в организме бактерии Mycobacterium Leprae — возбудителя проказы. Таким же штаммом были заражены и другие останки, найденные в Восточной Англии. Например, его нашли в костях человека из Грейт-Честерфорда (графство Эссекс), который жил между 415 и 545 гг. Таким образом, штамм оставался распространенным на юго-востоке Британии в течение столетий. Этот же штамм находят и в останках, захороненных в Средние века на территории Дании и Швеции.

В Средние века, включая IX–XI вв., между Англией и Скандинавией существовали налаженные торговые связи. Графство Суффолк граничит с графством Норфолк, в котором находились крупные порты, связанные с доставкой мехов: Кинг Линн и Грейт-Ярмут. Среди товаров был и относительно популярный беличий мех. При этом известно, что белки могут заражаться лепрой — такие случаи имеют место и сегодня. Кроме меха источником заражения могло стать мясо белок или даже живые зверьки, которых держали в качестве домашних животных.

Долгое время считалось, что лепру в Великобритании удалось победить еще сотни лет назад. Однако в 2016 году «средневековый» штамм возбудителя проказы обнаружили в останках британских и шотландских белок. Бактерий нашли во всех изученных останках животных, имевших видимые проявления заболевания — наросты и язвы на коже.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Medical Microbiology.

Аватар пользователя Alexick6