Мода на беличий мех могла заразить Европу проказой

Мода на беличий мех могла заразить Европу проказой

Исследователи назвали скандинавских белок источником средневековой эпидемии проказы в Британии. Тот же штамм возбудителя заболевания встречается на острове и сегодня.

160511_sci_frustrated-squirrel

Британские исследователи обнаружили в ДНК женщины, жившей в Восточной Англии в Х веке, следы бактерии-возбудителя проказы. Тот же штамм микроорганизмов находили и в более ранних останках. Ученые полагают, что источником эпидемии мог стать беличий мех, который поставляли в Британию из Скандинавии.

Проказа (лепра) — хроническое инфекционное заболевание, поражающее кожу, периферическую нервную систему и дыхательные пути. Она передается от человека к человеку через выделения изо рта и носа. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире диагностируют более 200 000 новых случаев лепры. Ранее считалось, что проказой страдают только люди, но впоследствии стало известно, что болезнь встречается и у животных.

Материалом для нового исследования стал череп женщины, найденный в Хоксни (графство Суффолк, Восточная Англия). Радиоуглеродное датирование позволило определить период, на который пришлась жизнь женщины, — между 885 и 1015 годом. На черепе обнаружили черты, характерные для заболевания лепрой: например, отсутствие носовой ости (spina nasalis) — выступа носовой части лобной кости, соединяющегося с носовой перегородкой. Ученые предположили, что болезнь значительно изменила облик англичанки. Скорее всего, ее лицо было сильно повреждено, также пострадали нервы конечностей.

Череп из Хоксни / © Dr Sarah Inskip

Анализ ДНК женщины позволил выявить в организме бактерии Mycobacterium Leprae — возбудителя проказы. Таким же штаммом были заражены и другие останки, найденные в Восточной Англии. Например, его нашли в костях человека из Грейт-Честерфорда (графство Эссекс), который жил между 415 и 545 гг. Таким образом, штамм оставался распространенным на юго-востоке Британии в течение столетий. Этот же штамм находят и в останках, захороненных в Средние века на территории Дании и Швеции.

В Средние века, включая IX–XI вв., между Англией и Скандинавией существовали налаженные торговые связи. Графство Суффолк граничит с графством Норфолк, в котором находились крупные порты, связанные с доставкой мехов: Кинг Линн и Грейт-Ярмут. Среди товаров был и относительно популярный беличий мех. При этом известно, что белки могут заражаться лепрой — такие случаи имеют место и сегодня. Кроме меха источником заражения могло стать мясо белок или даже живые зверьки, которых держали в качестве домашних животных.

Долгое время считалось, что лепру в Великобритании удалось победить еще сотни лет назад. Однако в 2016 году «средневековый» штамм возбудителя проказы обнаружили в останках британских и шотландских белок. Бактерий нашли во всех изученных останках животных, имевших видимые проявления заболевания — наросты и язвы на коже.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Medical Microbiology.

Эксперименты помогли ученым определить условия, при которых динофитовые водоросли производят свет.