Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
03.10.2016
Редакция Naked Science

Микропластик в тканях глубоководных рассмотрели in situ

Группа морских биологов под руководством Оксфордского университета провела первый в мире сбор проб микропластика из тканей морских животных. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

img_04894-202220

Микропластики представляют собой пластиковые элементы до 5 миллиметров в длину. Они являются продуктом разложения крупных пластиковых предметов, например бутылок, а также синтетических тканей, скрабов. Микропластики распространены в водной среде и беспрепятственно поглощаются морскими животными. Помимо нанесения механических повреждений, такие частицы, попав в пищевод, предположительно, высвобождают токсические вещества, в частности дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ).

В новом исследовании ученые организовали сбор морских животных с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА). Работа велась в акваториях Атлантического и Индийского океанов на глубине от 300 метров до 1,8 тысячи метров. В качестве объектов изучения выступили раки-отшельники, приземистые омары, голотурии и другие.

Результаты анализа показали наличие микроволокон пластиков в шести из девяти животных, в том числе представителей типов стрекающих (Cnidaria), иглокожих (Echinodermata), членистоногих (Arthropoda). Волокна имели толщину 200 нанометров и состояли из 1–5 материалов: полипропилена, вискозы, акрила, полиэстера и модифицированного акрила. Установлено, что полипропилен является абсорбентом для полихлорированных бифенилов (PCBs), которые относятся к стойким органическим загрязнителям (СОЗ) и металлов. Полиэтилен абсорбирует в четыре раза больше PCBs, чем полипропилен.

При этом исследователи не обнаружили значимой корреляции между наличием микропластиков в телах животных и уровнем загрязнения окружающей среды в рассматриваемом регионе. Присутствие токсических веществ было характерно для всех указанных глубин и участков акватории.

Пока ученые затрудняются в определении источника этих микропластиков. Не исключено, что в океан они могли попасть из рыболовных сетей, моющий шампуней. Достоверно установлено, что в организм упомянутых организмов волокна проникли вместе с пищей.

Ученые смогли выделить остатки хлорофилла из окаменевших клеток, обнаруженных в бассейне реки Конго. Возраст этого образца оценивается в 1 миллиард лет, что делает его одной из самых древних известных многоклеточных водорослей.