27 июня
ЮФУ
1 195

В ЮФУ выявили современные методы утилизации микропластика

4.8

Загрязнение микропластиком вызывает большой риск для продовольственной безопасности и стойкости в различных экологических нишах не только нашей страны, но и всего мира. В рамках исследования ученые ЮФУ выявили современные методы утилизации пластика, которые смогут предотвратить глобальную проблему загрязнения.

Загрязнение микропластиком / ©Getty images

В современном международном сценарии микропластик считается повсеместным и представляет собой глобальную опасность для окружающей среды из-за его устойчивости и длительного присутствия в экосистемах. Сегодня большая часть исследований сосредоточена на морских и пресноводных экосистемах, и лишь небольшое внимание уделяется наземным.

В своем исследовании ученые Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского ЮФУ выделили потенциальные источники взаимодействия микропластика в агроэкосистемах, а также рассмотрели стратегии их восстановления. Идея научного проекта была разработана старшим научным сотрудником, Арпной Кумари под руководством профессора и заведующий кафедрой почвоведения и оценки земельных ресурсов Татьяны Минкиной. Также в работе участвовали кандидат биологических наук, главный научный сотрудник Саглара Манджиева и ведущий научный сотрудник, PhD. Вишну Д. Раджпут.

«Во время моего докторского исследования я рассматривала физиологическое и генотоксическое воздействие фталатов на растения ячменя и лука. Фталаты и микропластики тесно связаны между собой, поскольку оба они попадают в окружающую среду в результате физического распада пластика. Загрязнение пластиком не является новой проблемой, но концепция загрязнения микропластиком наземной экосистемы вызвала большую озабоченность после 2010 года. Суть проблемы можно осознать из того факта, что, по оценкам исследователей, к 2050 году станет больше нанопластика, чем рыбы в морской экосистеме», — рассказала Арпна Кумари.

Основная цель работы состояла в том, чтобы дать четкое представление о текущем состоянии загрязнения микропластиком в агроэкосистемах. Кроме того, изучены перспективы восстановления экосистемы при накоплении этими элементами.

Изученные образцы / ©Пресс-служба ЮФУ

«В этой работе мы представили некоторые новые последствия взаимодействия микропластика с наземными растениями. Такие взаимодействия, особенно поглощение сосудистыми растениями и накопление микропластика, могут иметь различные экологические последствия в наземных экосистемах. Прежде всего, это может привести к переносу микропластика на разных трофических уровнях. Таким образом, загрязнение приводит к двум основным проблемам, а именно к рискам для продовольственной безопасности и стойкости в различных экологических нишах», — объяснила ученая.

До сих пор ученые комплексно не изучали такие загрязнения, поскольку эта проблема требует разработки серьезных методических подходов и оборудования для проведения аналитических работ. По словам экспертов, только междисциплинарное сотрудничество между учеными может эффективно и действенно решить такую сложную проблему.

«При рассмотрении загрязнения микропластиком необходимо учитывать глобальную перспективу, которая не должна ограничиваться океаном и его влиянием на морские виды. Нужно исследовать все звенья экосистемы, которые содержат и могут взаимодействовать с микропластиком. Кроме того, крайне необходимы исследования по скринингу эффективных микробных штаммов, а также другие усовершенствованные стратегии удаления, чтобы снизить до приемлемого уровня опасность, создаваемую микропластиком в окружающей среде», — добавила Арпна Кумари.

Результаты исследования ученых АБиБ ЮФУ изложены в научном журнале Plants. Проект выполнен при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования России по поддержке молодежной лаборатории «Агробиотехнологии для повышения плодородия почв и качества сельскохозяйственной продукции» в рамках программы развития межрегионального научно-образовательного центра Юга России и программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Напомним, Южный федеральный университет вошел в число победителей базовой части и исследовательского трека федеральной программы «Приоритет 2030». В своей программе развития ЮФУ формулирует пять основных стратегических проектов, которые должны ответить на глобальные долгосрочные вызовы, стоящие перед человечеством, страной и миром. Среди них важным направлением является «Управление почвенными ресурсами и агроклиматология».