Перехватчик МиГ-41: «Лисья гончая» XXI века — Naked Science
28 минут
Илья Ведмеденко
40

Перехватчик МиГ-41: «Лисья гончая» XXI века

4.3

Программа ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата) привлекает к себе все больше внимания. Разберемся, что это такое и появится ли у России новый боевой самолет.

миг 41
Так может выглядеть перехватчик будущего/©Wikipedia

Обновление парка 

Россия почти получила первый серийный истребитель пятого поколения, выполненный в рамках программы ПАК ФА, а уже в обозримой перспективе может состояться презентация перспективного стратегического бомбардировщика, известного как ПАК ДА – или «Посланник». Первый заменит истребители, построенные на базе старого Су-27, такие как Су-27СМ и Су-30, а также немногочисленные из оставшихся в живых МиГ-29: перспективы его преемника – МиГ-35 – пока туманны. ПАК ДА, соответственно, идет на смену всем стратегическим и дальним бомбардировщикам. 

В этой связи все чаще говорят о необходимости замены для МиГ-31, тем более что эти самолеты уникальны и считаются самыми быстрыми из находящихся на вооружении крылатых боевых машин. Максимальная скорость 31-го – 3000 километров в час, крейсерская скорость – 2500. Это существенно выше показателей любого современного истребителя, включая новое, пятое поколение. 

Истребитель МиГ-31 выполнен на базе советского МиГ-25, взлетевшего в 1964 году и во многом предопределившего развитие авиации. Опасаясь скорости МиГ-25, американцы окончательно отказались от разработки сверхскоростного бомбардировщика Valkyrie: в новых реалиях его возможности уже не гарантировали неуязвимость.

Уникальными возможностями советского перехватчика был грех не воспользоваться в 90-х, и руководство страны это понимало. Так появился МиГ-31БМ – модернизированная версия. Самолет получил новые систему управления вооружением и радиолокационную станцию, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 километров. Отметим справедливости ради, что это касается целей, не обладающих радиолокационной малозаметностью – то есть не стелсов. 

МиГ 31
Перехватчик МиГ-31/©Wikipedia

Другой важный плюс МиГ-31БМ – возможность применения новейших ракет класса «воздух – воздух» большой дальности Р-37. Это развитие старой советской ракеты Р-33, которую может применять МиГ-31. Однако, если старая ракета имеет ограничения по перегрузки цели в 4 G (значит, не может эффективно поражать маневренные цели), то у Р-37 этот показатель должен составлять 8 G. Можно сказать, самолет МиГ-31 трансформировался из узкоспециализированного перехватчика, способного эффективно бороться лишь с крылатыми ракетами и стратегическими бомбардировщиками, в многофункциональный комплекс, который может противостоять даже истребителям потенциального врага. 

Одним из самых любопытных проектов в сфере авиационных средств поражения стала разрабатываемая в России ракета класса «воздух – воздух» сверхбольшой дальности КС-172, над которой работали еще в 90-х. Ее дальность пуска должна была составлять до 400 километров. Но отсутствие какой-либо информации в последние годы позволяет сделать предположение о заморозке проекта / ©Wikipedia

Но не все так просто. Проблема – в смене поколения военной техники, а если быть точнее, в уже упомянутой малозаметности, вокруг которой выстраивается современный авиационный комплекс, такой как F-22, F-35 или Су-57. МиГ-31 никогда не был стелсом, ему никогда не достичь показателей самолетов, которые изначально создавались с упором на «невидимость». То есть, говоря проще, он не станет боевой машиной XXI века. Нужен другой самолет. 

Упущенные возможности 

Это прекрасно понимали в «МиГ», тем не менее свой шанс компания упустила, в отличие от «Сухого», который на слуху еще с начала 2000-х. Напомним, 29 февраля 2000 года в небо впервые поднялся прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44, который создавали в противовес истребителю F-22 и который, как сообщалось, по ряду характеристик превосходил американского «ястреба». Так, максимальная скорость у самолета МиГ 1.44 должна была превышать даже скорость МиГ-31 и достигать 3200 километров в час. Однако затем последовали скандалы, разоблачения и сказалось общее бедственное положение отрасли. В 2002 году вышло постановление правительства о создании Су-57, окончательно поставившее точку в истории МиГ 1.44. До сих пор не утихают споры о правильности этого решения. Но, если убрать эмоции, нужно признать один факт.

МиГ 1.44
Перехватчик МиГ-1.44/ ©Wikipedia

Преимуществом концепции Су-57 перед МиГ 1.44 стало то, что самолет изначально строили как стелс, в то время как миговский прототип был лишен даже намека на малозаметность – в современном американском понимании этого термина. Возможно, именно это стало причиной отказа от проекта. 

Также наследником МиГ-31 мог стать тяжелый перехватчик «Проект 701» (проект 70.1?), который якобы разрабатывали еще в начале 90-х. Дальность полета гигантского 62-тонного самолета должна была составлять семь тысяч километров, а максимальная скорость – 2500 километров в час. Однако достоверность сведений о перехватчике вызывает много вопросов. Скорее всего, такая машина никогда бы не появилась, даже если бы у страны были на нее деньги в те годы. 

«МиГ» будущего: первые данные 

Будущее российских перехватчиков, если оно вообще есть, связано с программой ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата), также известного как МиГ-41. Что это за программа и насколько она активна сейчас – попробуем разобраться. 

Проблема в том, что немногочисленные заявления летчиков и авиастроителей не столько отвечают на поставленные вопросы, сколько вносят еще большую сумятицу. Так, в 2014 году о машине заявил летчик-испытатель Анатолий Квочур. «Такая модернизация должна была состояться еще лет 20 тому назад. Однако тогда этого не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении. – Прим. авт.) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха», – сказал он. Свое заявление на этот счет в 2017 году сделал и теперь уже бывший главком Воздушно-космических сил Виктор Бондарев. «Радиус действия будет в диапазоне от 700 до 1500 километров. Вооружить его планируется ракетой Р-37 класса «воздух – воздух», а также принципиально новыми ракетами, – рассказал военный. – Предполагается, что это будет самый быстрый истребитель в мире». 

Так может выглядеть перехватчик будущего/©Wikipedia

Не понятно, зачем самолету такая скорость: достижение подобных показателей на практике потребует немыслимых сил и технологий, которых, судя по всему, нет ни у одной страны. Кроме того, к моменту принятия самолета на вооружение далеко не новая ракета Р-37 (в широком смысле всего лишь модификация советской Р-33) может окончательно устареть. 

Впрочем, сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, которая, как отмечают источники, имеет двухрежимный ракетный двигатель на твердом топливе и усовершенствованную головку самонаведения ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба». Визуально новая ракета отличается от Р-37 укороченным примерно на 15 сантиметров головным отсеком с радиопрозрачным обтекателем измененной формы. Предполагается, что ракета сможет поражать цели на дальности более 300 километров. Однако нужно учесть ряд обстоятельств, некоторые из которых уже рассматривали. 

Р-37 (РВВ-БД)
Р-37 (РВВ-БД) /©dfnc.ru

Во-первых, при пуске ракеты по маневрирующей цели (скажем, истребителю) она сама будет вынуждена совершать маневры, теряя энергию. Во-вторых, наведение ракеты на малозаметную цель связано с рядом трудностей, так что эффективная дальность пуска по малозаметным самолетам может быть меньше 100 километров, не говоря уже о 300. Кроме того, ракеты большой и сверхбольшой дальности традиционно отличаются высокой ценой и даже превышают стоимость ракеты средней дальности, например AIM-120 или Р-77. 

Скорее всего, в арсенал будущего перехватчика могли войти как ракеты большой/сверхбольшой дальности, так и ракеты средней и малой дальности, что видно на примере ранних модернизаций МиГ-31. Предполагалось, например, что МиГ-31М сможет нести до шести ракет Р-33/Р-37 под фюзеляжем и четыре ракеты средней дальности РВВ-АЕ на подкрыльевых узлах. Таким образом, против маломаневренных целей типа «стратегический бомбардировщик» или «крылатая ракета» можно было применять ракеты Р-33, в то время как для борьбы с истребителями использовали бы ракеты средней дальности. 

Очевидно, в случае реальной заинтересованности ПАК ДП со стороны Минобороны его постараются сделать максимально многофункциональным, но с упором именно на перехват. Функции многоцелевого истребителя, напомним, будет выполнять Су-57, который больше подходит для этих задач, чем перехватчик. 

Невидимый боец 

Наконец, мы подошли к самому главному: что именно будет отличать условный МиГ-41 от 31-го и его многочисленных модернизаций. 

Во-первых, скорость. Если верить словам Анатолия Квочура о скорости в четыре Маха, нужно сказать, что достижение таких показателей в рамках старой платформы невозможно. Следовательно, самолет, скорее всего, придется создавать с нуля – с упором на более высокие летно-технические характеристики. Во-вторых (это, пожалуй, даже важнее), есть основания полагать, что ПАК ДП хотят видеть малозаметной машиной, подобно Су-57 или F-22, как мы уже говорили. 

«Перспективный самолет (ПАК ДП) будет применять новые виды авиационных средств поражения, он будет создан с применением новых технологий малозаметности, сможет перевозить необходимое количество вооружений, будет действовать на очень большом радиусе перехвата», – заявил в 2019 году генеральный директор авиастроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. 

Глава компании добавил, что эти требования закладываются в облик самолета, а научно-технические работы над ним должны завершить до конца 2020 года. Напомним, в 2018-м Тарасенко заявлял о реальности разработки. «Это не мифический проект, проект для «МиГ» давнишний, сейчас под эгидой ОАК мы ведем интенсивно эти работы и в скором времени уже общественности их представим», – отмечал он. 

В 2017 году научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» академик РАН Евгений Федосов заявил, что в качестве дальнего перехватчика военные рассматривают и стратегический бомбардировщик ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Впрочем, одну версию о трансформации МиГ-31 в ПАК ДП все же исключать нельзя. Вспомним американский проект Boeing F-15SE Silent Eagle, направленный на частичное превращение старого самолета в стелс. Истребитель F-15SE снабдили, к примеру, V-образным вертикальным оперением, а часть вооружения (тоже ради сохранения радиолокационной малозаметности) убрали во внутренние отсеки. «Малозаметный самолет для бедных», как его прозвали, не встретил на рынке большой интерес, поскольку есть более продвинутые машины и удовлетворять современные требования в полной мере аппарат уже не может. 

F-15SE
F-15SE на презентации, 2009 год/©Wikipedia

Как уже отмечалось, все говорит в пользу разработки инженерами «МиГ» новой машины, а не модернизированного МиГ-31. Другой вопрос – насколько она интересна Министерству обороны. В октябре 2018 года стало известно, что российское военное ведомство получило материалы по проекту перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, который создают на смену Миг-31. Об этом тогда сообщил генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков. Но пока официальных заявлений, которые бы всерьез позволяли говорить об интересе к машине со стороны российского МО, нет. 
Может ли программа существовать вне желания ВКС получить новый перехватчик? Сложный вопрос, и самый правильный ответ на него – скорее нет. 

Рынок боевых самолетов не такой широкий, как рынок гражданской авиации. Это видно даже на примере относительно востребованных многоцелевых машин. Об узкоспециализированных перехватчиках, как и о фронтовых бомбардировщиках типа Су-34, и говорить нечего. Скорее всего, международных заказчиков на новый самолет не удастся найти, даже если машина будет удачной. Тяжелый перехватчик интересен лишь странам, имеющим очень протяженные границы и, следовательно, необходимость эти самые рубежи охранять. Таких государств не много, а у некоторых, например Китая, есть и собственное авиастроение. 

МиГ-41: нужен ли? 

Реализация программы ПАК ДП будет стоить без преувеличения фантастических средств, что хорошо видно на примере истребителей пятого поколения. Программа разработки F-22 обошлась американским налогоплательщикам более чем в 60 миллиардов долларов, а проект F-35 стоил свыше 50 миллиардов. Можно полагать, что истребители шестого поколения потребуют еще больших капиталовложений. 

Во сколько обойдется Москве перспективный перехватчик с задатками шестого поколения? Ответить на этот вопрос сейчас не сможет никто, но нет никаких сомнений, что сумма будет астрономической, особенно по меркам России. 

Вкупе с техническими рисками это порождает неудобные вопросы и заставляет сомневаться в реализуемости чего-то подобного. Не особо верят в ПАК ДП и на Западе. Так, специалист по авиации Джастин Бронк из Королевского института оборонных исследований ранее заявил, что не видит перспектив у МиГ-41, так как «Россия не всегда доводит дело до серийных поставок новой военной техники». Однако этот тезис лишь отчасти справедлив. Новая техника всегда требует длительного периода доведения до боеспособного состояния, то есть никто (по крайней мере, сейчас) не отказывался ни от Су-57, ни от танка Т-14. Более того, в этом году появилась информация о заключении контракта на поставку в войска семидесяти шести Су-57. 

Важнее вопросы концептуального характера, на которые ранее обратили внимание журналисты Business Insider. «Лучшим способом перехвата являются ракеты класса «земля – воздух». А свои разговоры о МиГ-41 русские ведут для продвижения другого самолета – МиГ-29СМ», – отмечают они. И правда, зенитный ракетный комплекс С-400 при условии применения новой ракеты 40Н6Е теоретически сможет поражать цели на дальности почти 400 километров. Боевой радиус МиГ-31 составляет 700 километров, а дальность его ракет Р-37, как мы уже говорили, может достигать 300 километров. Таким образом, выводы экспертов Business Insider не совсем корректны: ни С-400, ни С-500 не смогут стать полноценной заменой самолета-перехватчика. 

Однако функции МиГ-31/МиГ-31БМ на себя смогут частично взять истребители Су-57, которые, как ранее было заявлено, должны научиться применять ракеты РВВ-БД. Если учесть планируемую установку на Су-57 двигателя второго этапа – «Тип 30», – крейсерская скорость самолета в теории не будет уступать аналогичному показателю у F-22 Raptor. То есть может быть выше 1500 километров в час. 

Так, ПАК ДП может быть просто не нужен в силу наличия других современных машин. Впрочем, и тут не все просто. Дело в том, что ряд экспертов – как в России, так и на Западе – «сватают» МиГ-41 в истребители шестого поколения. Напомним, сейчас активные работы на этом направлении ведут в Европе и США: достаточно вспомнить американский F/A-XX и европейский New Generation Fighter. Логика ясна: F-35 и F-22 не вечны, рано или поздно их придется заменить. 

Пока что требования к шестому поколению полностью не сформированы. Но эксперты полагают, что речь может идти о самолете, построенном по технологии стелс и способном развивать гиперзвуковую скорость. Вот тут и могут пригодиться наработки «МиГ» по ПАК ДП. Говоря проще, МиГ-41 на деле может оказаться не заменой МиГ-31, а преемником уже Су-57. То есть не перехватчиком, а многофункциональным истребителем, сочетающим высокую скорость, хорошую маневренность и способность поражать наземные цели. Словом, поживем – увидим. 

Статья была опубликована в журнала Naked Science №43 за 2019 г.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
10 часов назад
30 минут
Редакция

Трагическая новость о взрыве огромной силы в Бейруте, занявшая первые строчки новостных ресурсов, вызывает естественные вопросы: как это могло произойти, что там взорвалось, в силу каких факторов возможны подобные происшествия? Чтобы разобраться, взглянем пристальнее на свойства аммиачной селитры и связанные с ней опасные моменты.

3 часа назад
5 минут
Денис Гордеев

Новая система работает в любых атмосферных условиях — при дожде, ветре и большом количестве пыли в воздухе.

8 часов назад
7 минут
Ольга Иванова

Антрополог из Цюрихского университета Ицхак Бен Мокко провел исследование, посвященное человеческим репродуктивным привычкам. В частности, он попытался ответить на вопрос, почему люди предпочитают заниматься сексом наедине, в то время как почти все остальные животные делают это в присутствии сородичей.

3 августа
5 минут
Сергей Васильев

Микроскоп с высокоскоростной камерой и компьютерное моделирование показали, что сперматозоиды плавают не за счет боковых движений хвоста, а быстро вращаясь всем телом.

10 часов назад
30 минут
Редакция

Трагическая новость о взрыве огромной силы в Бейруте, занявшая первые строчки новостных ресурсов, вызывает естественные вопросы: как это могло произойти, что там взорвалось, в силу каких факторов возможны подобные происшествия? Чтобы разобраться, взглянем пристальнее на свойства аммиачной селитры и связанные с ней опасные моменты.

3 часа назад
5 минут
Денис Гордеев

Новая система работает в любых атмосферных условиях — при дожде, ветре и большом количестве пыли в воздухе.

22 июля
66 минут
Александр Березин

С 2064 года численность людей начнет сокращаться — и этот процесс может быть необратим. Один из авторов соответствующей научной работы прямо указывает: если ничего не изменится, через несколько веков человечество вымрет. Однако есть вещи и похуже вымирания. Куда вероятнее иной сценарий: мир будет заселен теми, кто сможет размножаться в новых культурных условиях. К сожалению, значительная часть современных европейцев, американцев и, возможно, других народов будут вытеснены с первых страниц истории. Вдобавок те, кто победят в этой непростой борьбе, нам, сегодняшнему населению Земли, могут сильно не понравиться. Попробуем разобраться почему.

10 июля
7 минут
Мария Кривоченко

Биологи выяснили, какое воздействие оказывают радиоволны на эмбрионы рыб. Оказалось, они существенно не влияют на уровень смертности, морфологию и реакцию на свет, но немного подавляют сенсомоторные функции. Как это скажется на взрослых особях, еще предстоит выяснить.

12 июля
28 минут
Илья Ведмеденко

Программа ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата) привлекает к себе все больше внимания. Разберемся, что это такое и появится ли у России новый боевой самолет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

40 Комментариев

Ilhom Xojaniyozov
1 неделя назад
-
0
+
ДП нужен для такого большого государство как Россия. Но нахрена перехватчику стелс?
    ivankolupayev
    1 неделя назад
    -
    0
    +
    Чтобы не словить ракету в чушку вестимо. Да и атаковать противника куда приятнее когда он тебя не видит. Иначе как правильно подметили чуть ниже круг задач сужается до перехвата маломаневренных или не защищенных целей.
Дмитрий Буренин
3 недели назад
-
0
+
А насколько нужна малозаметность самолетам такого класса? и потом, насколько я помню, 31-й - прежде всего перехватчик ПВО и не предназначен для завоевания господства в воздухе, его цели - стратеги и крылатые ракеты, которые никак к высокоманевренным не отнесешь
ulogin_vkontakte_171864605
3 недели назад
-
0
+
...Что может создать воровское олигархическое государство РФ, созданное мировым олигархатом для разворовывания богатств страны??? ...Эй, умники, скажите пож-та, что создано в РФ за последние 25 лет???? АУ!!!! Мыслители!!!
Алексей Корецкий
4 недели назад
-
0
+
В статье множество предположений автора и неточностей. Как показал уже 500-й выпущенный на сегодняшний день F-35 Lightning II, ни один из существующих сегодня самолётов 5-го поколения не сможет закрыть потребности ВВС любой страны в специфических самолётах поколения 4+. Которыю будут составлять значительную часть лётного парка вплоть до середины 30-х годов, как минимум. Все современные самолёты 5-го поколения при всей своей амбициозности и целому пакету новейших технологий, оказались слишком компромисны.Неся вооружение в скрытых внутренних отсека они не могут навесить дополнительное вооружение и внешние топливные баки, без потери своих стелс технологий и значительной части аэродинамики и дальности. Автор как минимум не осведомлён в событиях предыдущего года и сегодняшних. "Ужасные и безнадёжно устаревшие" F-15 в комплектации QA купили на 6,2 млрд долларов ВВС Катара, а "отсталые" F-15 в комплектации EX покупают ВВС США, предположительно в количестве 144 шт. и первые 80 самолётов будут поставлены Боинг др конца 2023 года. Примерно такая же ситуация будет выстраиваться и в России. Су-35 по своим характеристикам получился замечательной универсальной машиной 4+ поколения. По стоимости производства, стоимости лётного часа с обслуживанием, дальности и универсальности во многом превосходящем СУ-57. Не для любой задачи нужны стелс и другие новейшие технологии СУ-57, для многих миссий даже с избытком возможностей СУ-35, час полёта и эксплуатации которого обходится от 1,5 до 2 раз дешевле.
    Редакция Naked Science
    4 недели назад
    -
    1
    +
    Статья из прошлогоднего журнала. Мы не отметили, сейчас исправим.
    Николай Ц
    4 недели назад
    -
    1
    +
    Алексей, раньше я реагировал так же, как и вы. И поэтому полностью вас понимаю - сам такой. Но обличать автора в незнании, чем часто грешил, со временем перестал - спасибо, что человек озвучил вопрос. Кто-то не знает аэрогазодинамику, кто-то не знает баллистику, кто-то сопромат. Кто-то многие другие вещи и области. Но это дружеский диалог, и лучший формат помощи товарищу - просто пояснить, как правильно и почему. Заодно и всем нам. Ладно автор, человеку вообще свойственно ошибаться (не переходя здесь на латынь). Но привкус у статьи отчётливо фантастический.) Спасибо за ваши комментарии. Ваш вывод, резюме, в одном предложении - ??
      Алексей Корецкий
      4 недели назад
      -
      0
      +
      Неплохой обзор, но не отражает реалии дня сегодняшнего, 5-е поколение не сможет заменить 4+ в ближайшие 10 лет из-за своей компромиссности и одиозности ряда технологий.
        ivankolupayev
        4 недели назад
        -
        0
        +
        Еще бы хорошо статью читать не по диагонали. А в ней речь именно о стелс-модификации Boeing F-15SE Silent Eagle. И о том что именно эту программу свернули. Причем здесь продажи QA или EX которые ни разу не стелс, не понятно. А еще смешнее что спич про безнадежно устаревшие F-16 целиком на совести комментатора. В статье ничего об этом не сказано. Там и SE упомянут лишь вскользь.
          Алексей Корецкий
          4 недели назад
          -
          0
          +
          Простите, возможно обидел ваши лучшие чувства. ))) Программу не свернули, а модернизировали. Боинг за свои средства от продажи F-15 на экспорт в разных модификациях, постоянно их совершенствует, сумел не только качественно и фундаментально переработать самолет включая планер, авионику и гидравлику, но и сумел сохранить производственную линию полностью на переоборкдовав. Что касается модификаций QA и EX - это и есть дальнейшие эволюции F-15SE, включающие ряд технологий малозаметности. Насколько это возможно в принцыпе для любого самолёта поколения 4+.
            ivankolupayev
            4 недели назад
            -
            0
            +
            Расскажите какие именно технологии малозаметности применены в модификациях QA и EX. Мне правда интересно. В свое время я пытался их обнаружить но ничего не вышло. Возможно вы осведомлены лучше.
              Алексей Корецкий
              4 недели назад
              -
              0
              +
              Напишите письмо в Боинг или конгресс США, возможно они вам ответят. Из трёх статей в американской срециализированной прессе я прочитал только, что в модификации EX они несомненно есть, как и в модификации QA. Но никакой конкретики вам никто не озвучит ближайшие лет 5. Напишите мне какие именно технологии существенно отличают СУ-30 во всех модификациях от СУ-35, какие точные технические параметры 35-го, как конкретно доработан планер и точки подвески вооружения. Никто не выкладывает в сеть подобную информацию, даже подучить крохи открытых сведений, а не слухов, и то проблема
                ivankolupayev
                4 недели назад
                -
                0
                +
                Жаль, я думал вы расскажете мне что-то новое. А письмо в боинг не обязательно. Достаточно и открытых источников, где перечисляются многочисленные достоинства F-15EX. И немногочисленные недостатки. Один из которых отсутствие стелс-технологий и уязвимость для современных систем ПВО. Поэтому их применение предполагает защиту границ и борьбу с террористами у которых ПВО отсутствует. Второй недостаток - цена. Глубоко модернизированная, но все таки старая лошадка без стелс-технологий стоит дороже F-35 у которого они есть. https://www.airforcemag.com/article/f-15ex-vs-f-35a/ https://www.airforcemag.com/PDF/MagazineArchive/PublishingImages/2019/May%202019/F-15.F-35_Vertical.v30.pdf Сайтовый движок изуродовал инфографику но по ссылке есть пдф где все прекрасно читается. Увы сплющенную картинку и удалить-то нельзя. И ведь не первый раз пытаюсь обратить на это внимание дорогой редакции.
        Николай Ц
        4 недели назад
        -
        0
        +
        Спасибо! Отразить реалии сегодняшнего дня непросто, ибо они субъективны и не всегда до конца понятны. Здесь с вами согласен, но тут нет чёткого аналитического решения - есть разные оценки, собираемые в связки или жгуты автором, которыми ему и приходится оперировать. Он это делает здесь относительно неплохо. Ваша мысль про то, что пятое поколение должно быть лишь частью общего авиационного ресурса, не имея возможности полностью заменить его, вполне логична. "Пятое поколение не сможет полностью заменить" - в этом верном, на мой взгляд, подходе можно задать понятие спектра поколений - какую часть самолётов должны занимать 5-е поколение, какую четвёртое, 4+, 4++, 4+++...+++, и т.п. И для каждого момента и страны рассчитывать её спектр авиационных поколений, определяющих силу и потенциал всего её авиационного ресурса/авиационного корпуса/сил. Логично, спору нет.
          ivankolupayev
          4 недели назад
          -
          0
          +
          Дяденька ломится в открытую дверь доказывая полезность 4+++++++ и малую необходимость в 5, 6, 7, 8. Просто потому что и автор статьи утверждает примерно то же самое. Что же до предположений, то как еще можно писать о самолете который еще не существует ни на бумаге ни тем более в железе? И кстати как там ваша статья про ракеты? Придержать решили пока не улягутся шпионские страсти? ))
            Николай Ц
            2 недели назад
            -
            1
            +
            Приветствую! Вышла статья, во всех киосках печати номер "ПопМеха" продаётся.
            Николай Ц
            4 недели назад
            -
            1
            +
            Статья выходит.) называется «Выстрел через континент». Макет давно уже свёрстан, ровно через неделю журнал поступит в продажу в киосках. «Популярная механика», выпуск общий за лето (из-за карантина), июль-август в одном номере. А в конце августа появится и интернетный вариант в свободном доступе, после месячных продаж печатной версии.
Про Про
4 недели назад
-
0
+
я хоть и все понимаю проекты стоить деняг етот проект закрыть никагда не появится Миг-41.
    ivankolupayev
    4 недели назад
    -
    1
    +
    Если закрыть высокотехнологичные проекты то в стране останутся только те кто пишет "деняг" и "никагда" Да и те будут считаться великими мыслителями.
ivankolupayev
4 недели назад
-
0
+
Ну сопатка у него и правда странная по фантазии художника. Хотелось наверное добавить что-то необычное в стандартный в общем-то зализанный дизайн.
    Николай Ц
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Художник не понимает назначения "сопатки", как она работает. Что на входе и что на выходе, каким образом и зачем отстроен процесс сжатия. Не знаю, есть ли смысл и не скучно ли будет затевать рассказ подробнее, но очевидны несоответствия картинки и скорости М=3. Тем более 4. Многие любят поговорить о сжатии в цилиндрах, сравнить бензиновые двигатели с дизелями. Точно так же бывает газодинамическое сжатие, сверхзвуковым скачком уплотнения. Вкратце, коническая/клиновидная поверхности вокруг себя сжимает воздух (и этим тормозит его) скачком, ступенчато (в плане ступеньки на графике параметров воздуха), идущим в пространстве от начала конуса/кромки. К турбореактивному двигателю воздух должен поступать дозвуковым. Хотя у некоторых двигателей уже первая ступень компрессора сверхзвуковая, но это разные скорости - скорость входящего потока и сверхзвуковая скорость обтекания лопатки первой ступени. Для конечного сжатия потока М=3 до дозвукового есть два пути. Первый - создать на пути потока прямой сверхзвуковой скачок уплотнения. Он стоит перпендикулярно потоку, переводит сверхзвуковой поток в дозвуковой, и порождает самые большие потери энергии. Если к этому же состоянию (за скачком) перейти системой косых скачков, за которыми поток остаётся сверхзвуковым, и, хоть и тормозится в конце, но уже слабым прямым скачком, с меньшими потерями. Потери энергии в сумме скачков (косых и слабого прямого) окажутся меньше, чем торможением одним мощным прямым скачком. Поэтому вместо одного конуса, газодинамически сжимающего поток устройства, естественно, через образование сжимающего скачка уплотнения, идущего от носа - есть резон сделать сначала конус с малым углом, более игловидный, который переходит в более раскрытый конус. Тогда на этой геометрии возникают два последовательных косых сверхзвуковых скачка уплотнения. Они приводят поток в итоге к тем же значения, что и за прямым скачком, но сумма их потерь меньше, чем потери в одном прямом скачке. Возникает аэрогазодинамический выигрыш в виде уменьшения потерь энергии на это сжатие. Сжатие поступающего в воздух двигателя. Поэтому двухскачковое тело или поверхность, то есть создание двух последовательных косых сверхзвуковых скачков, экономят энергию для сжатия потока. Это снижает сопротивление и повышает скорость аппарата. А что на картинке? Начальный конус самого острия становится, наоборот, более пологим, с меньшим углом конусности, словно обтекаемая трёхгранная пуля. А должно быть совсем наоборот - если в терминах пуль, то как пуля Герлиха. Более тонкое остриё, переходящее во всё больший угол конуса. Сверхзвуковой выигрыш расширяющейся геометрии тела. На картинке игнорируются эти газодинамические необходимости, и нарисован абсурдный воздухозаборник с абсурдным центральным телом.
Николай Ц
4 недели назад
-
0
+
Опечатка - "Дальность полета гигантского 62-тонного самолета должна была составлять семь тысяч километров в час". Просто километров.
    Редакция Naked Science
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Спасибо, поправили.
Николай Ц
4 недели назад
-
0
+
Картинка носовой части нового суперистребителя, конечно, простительна для художника, но газодинамически абсурдна. Уже для полета с М=3 такое центральное тело, торчащее в воздухозаборнике, не подойдёт. Нужно как минимум двухскачковое тело, сначала с узким углом конуса, далее с более широким. А для М=4 и три последовательных скачка уплотнения надо организовывать. Кроме того, такой длинный воздушный тракт, начиная от самого носа, давно перестал быть рациональным. Зачем лишние потери в столь длинной трубе перед двигателем. Ну и никаких внешних подвесок ракет на таких скоростях. Разогреются градусов до пятисот и успеют прогреться в глубину конструкции.
    Иван Кулинич
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Вы ищите логику там где её нет. Изображение МиГ 41 не более чем МиГ 21 стилизованный под самолёт пятого поколения. Это просто красивая картинка рождённая фантазией художника.
      Николай Ц
      4 недели назад
      -
      0
      +
      Не ищу, логику тут искать безнадежно)) а просто отмечаю, что эта часть картинки бессмысленна. Непонятно тогда, зачем ее рисовать. С тем же успехом можно нарисовать и носорожий рог на воздухозаборнике - экстравагантно, внушительно и бессмысленно. Там не только это абсурдно. Никто не выпускает тормозной парашют, не опустив носовую ногу на полосу. На двух точках (основных стойках шасси) положение для торможения парашютом менее устойчиво; кроме того, рывок парашютами приведёт к удару носовой ноги об полосу. Он там и дым за колёсами пририсовал - значит, это только момент касания. А парашюты уже не только выпущены, но и наполнены. Это лётчик их в воздухе ещё выпустил, выходит? )) Зачем художник городит этот апофеоз абсурда? Нарисовал бы что толковое. Вместо чего-то разумного он нарисовал эту свою бредовую картинку и скармливает ее зрителям/читателям. По сути, одурачивая их своей ахинеей.
        ivankolupayev
        3 недели назад
        -
        0
        +
        Ну вы можете написать автору картинки и разъяснить ему как тот неправ )) https://www.deviantart.com/abiator Зря кстати замазали его копирайт, хотя может это вышло случайно при масштабировании фотки. И да на википедии я такой картинки не нашел как впрочем и по поиску CC0 (свободный доступ) . Конечно картинку можно скачать со странички автора, но это не значит, что она лежит в свободном доступе. Хоть и растащена по интернетам. Автор мог бы круто подняться подав в суд на десяток изданий))
          Николай Ц
          3 недели назад
          -
          0
          +
          Это какой-то Александер "Авиатор" Ярцев. В сети есть эта картинка с незамазанной надписью. Видно, какой он "Авиатор"... ))) Ладно, бог с ним. Я бы такой картинкой материал не портил, на месте Ильи Ведмеденко.
            ivankolupayev
            3 недели назад
            -
            0
            +
            Ну вы слишком суровы )) Большинство читателей не заметит таких деталей как дым из под колес и не вовремя выпущенный парашют. Автор кстати признает что вдохновлялся Миг-21. Ну а геометрию воздухозаборника изменил потому что "стелс"
              Николай Ц
              3 недели назад
              -
              1
              +
              К сожалению, подобной безграмотности очень много примеров. Недавно залез посмотреть объяснения насчёт туманного конуса, вокруг "Хорнетов" на околозвуковых скоростях - они любят его демонстрировать публике. Посмотрел - ужаснулся. Что в Википедии полная чушь, что на картинках. Нет ни одного правильного объяснения. Вообще ни одного. Как люди умудряются жить без верного представления об аэрогазодинамике - не представляю.
                ivankolupayev
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Так поправьте статью на вике или запилите свою.
                  Николай Ц
                  3 недели назад
                  -
                  0
                  +
                  Если вы поручаете это мне - выполню, сэр! Запилю что-нибудь свое в научно-популярном формате. Если нет возражений.
                    ivankolupayev
                    3 недели назад
                    -
                    0
                    +
                    ))
              Николай Ц
              3 недели назад
              -
              0
              +
              Комментарий удален пользователям или модератором...
              Николай Ц
              3 недели назад
              -
              0
              +
              Вы правы, слишком суров )) не люблю абсурдных картинок, которые тиражируются и обманывают читателя. Ладно бы одна ошибка, а тут их целый огород )))
                Иван Кулинич
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Я думаю не стоит подходить к изобразительному искусству с требованиями рабочего чертежа. Тут больше претензия к редакции которая постит картинки не имеющие к сабжу никакого отношения. В прочем и их тоже можно понять, статья без иллюстраций выглядит не очень. А так как других нет, то имеем то что имеем.
                  ivankolupayev
                  3 недели назад
                  -
                  0
                  +
                  Ну я когда рисую технику стараюсь все же разобраться чего у ней и где. И порой на это уходит много времени особенно если на руках лишь некачественный чертеж или фото. Но конечно максимум что смог заметить это странная форма морды "так сейчас не делают" а все остальное это уже очень специфические познания присущие пилоту, а не художнику.
                    Иван Кулинич
                    3 недели назад
                    -
                    0
                    +
                    Сейчас так не делают потому что разместить в столь маленьком обтекателе нормальную БРЛС довольно проблематично.
                    Николай Ц
                    3 недели назад
                    -
                    0
                    +
                    Это не обтекатель, в том-то и фишка. И будучи столь трехгранным, это тело выполнит свою задачу с большими потерями. Его форма газодинамически нерациональна.
                    ivankolupayev
                    3 недели назад
                    -
                    0
                    +
                    Да при такой компоновке тесновато было не только антенне. Летчик ведь тоже сидел считай внутри воздухозаборника.

Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: