23.11.2020
Мария Кривоченко
2 316

Микропластик впервые обнаружили у вершины Эвереста

4.0

Исследователи из экспедиции National Geographic и Rolex Perpetual Planet Everest обнаружили свидетельства загрязнения на горе Эверест. Самая высокая концентрация оказалась в районе базового лагеря, также ученым удалось найти частицы пластика на высоте более восьми тысяч метров.

Вид на Эверест / ©Erden Ozer

Во время экспедиции в апреле-мае 2019 года группа ученых собрала образцы воды и снега с разных точек Эвереста, а также Лобуче (гора в Непале высотой более шести тысяч метров) и истока ледника Кхумбу. Затем они изучили пробы в лаборатории. В каждом образце определили количество и состав частиц. В исследовании учитывались только частицы больше 30 микрометров. Результаты работы опубликованы в журнале One Earth.

Команда обнаружила микропластик в количестве от трех до 119 частиц на литр во всех взятых образцах, в том числе на площадке Балкон высотой 8440 метров (средняя концентрация — 30±11 частиц). Самыми распространенными полимерами оказались полиэстер (56%), акрил (31%), нейлон (9%) и полипропилен (5%). Эти материалы чаще используют в изготовлении верхней одежды для альпинистов, а также палаток и альпинистских веревок.

Волокна, найденные на высоте 8440 метров / © Имоджен Наппер/National Geographic

Ученые подозревают, что именно они стали основным источником микропластика. Кроме того, по словам авторов исследования, уровень загрязнения может серьезно подняться в ближайшее время, потому что названные выше полимеры стали использовать в изготовлении одежды и снаряжения чаще.

Также возможно, что микропластик мог появиться на Эвересте из-за ветра. Крупные частицы пыли переносятся на расстояние 3500 километров от Сахары до Северной Атлантики: возможно, то же произошло с частицами пластика. В таком случае, говорят исследователи, ветер сдует частицы спустя некоторое время.

Одно из мест, где были обнаружены волокна / © Имоджен Наппер/National Geographic

«Гору Эверест можно описать как самую высокую свалку в мире», — заявила автор работы Имоджен Нэппер. По ее словам, загрязнение гор микропластиком еще не изучали, но команда считает, что он может принести экосистеме такие же проблемы, как и крупные частицы, при этом микропластик сложнее убрать.

Исследователи надеются, что их работа поможет прояснить, насколько пластиковое загрязнение угрожает всей окружающей среде. «Мы должны начать обращать внимание на меры, которые будут решать проблему микропластика. Ими могут стать изменение тканей и использование натуральных волокон, когда это возможно», — подытожила Нэппер.