• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.07.2016, 13:23
Олег Минаев
1
4,9 тыс

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения

❋ 3.6

Сегодня мы поговорим про нереализованные проекты истребителей пятого поколения и о том, почему именно эти самолеты оказались на свалке истории.

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения – иллюстрация к материалу на Naked Science
©Wikipedia / Автор: Lampronia Auxilius

YF-23 «Black Widow II»

Этот необычный самолет мог стать первым в мире истребителем пятого поколения, но, увы, история распорядилась иначе и Northrop/McDonnell Douglas YF-23 так навсегда и остался лишь прототипом. Вместе с YF-22 – еще одним прототипом истребителя пятого поколения, который впоследствии трансформировался в F-22, – он рассматривался в качестве замены F-15. Истребитель YF-23 имел интегральную аэродинамическую схему, ромбовидное среднерасположенное крыло со срезанными законцовками, а также V-образное оперение. Самолет лаконично сочетал в себе высокие летно-технические характеристики и требования малозаметности: последнее является неизменным условием для пятого поколения.

Истребитель получил два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой Pratt & Whitney YF119, имевших статическую форсированную тягу 13900 кгс. Его максимальная скорость достигала 2300 км/ч, а максимальная бесфорсажная скорость равнялась 1700 км/ч. Как и у любого истребителя пятого поколения, вооружение YF-23 размещалось во внутренних отсеках: самолет мог нести ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder, а также ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM. Кроме этого, самолет оборудовали одной 20-мм пушкой M61 Vulcan, хотя пушечное вооружение рассматривалась в качестве второстепенного, так как самолет был оптимизирован для дальнего воздушного боя. Для этого его снабдили «продвинутой» радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77 (такая же, кстати, установлена на F-22 Raptor).

Всего YF-23 выполнил 50 полетов, и было построено два таких самолета. Главной причиной закрытия проекта стала консервативность американских военных, избравших более «традиционный» YF-22. К тому же прототип F-22 был лучше сбалансирован: он, в частности, имел лучшую маневренность.

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения – иллюстрация к материалу на Naked Science
YF-23 «Black Widow II» / ©Defense

Су-47 «Беркут»

Пожалуй, не существует более эффектного истребителя, чем знаменитый «Беркут», разработанный ОКБ Сухого. Эта удивительная машина взмыла в небо в 1997 году. Данный проект начал развиваться еще в 80-е: иногда самолет позиционировался как замена таким машинам, как Су-27К. Вообще, разные специалисты по-разному рассматривают «Беркут». Чаще всего самолет называют экспериментальным, что, впрочем, не означает, что на его базе не планировали создать полноценный истребитель нового поколения.

Главная особенность Су-47 заключалась в КОС (крыло обратной стреловидности), придававшем этой машине одновременно пугающий и футуристичный вид. «Беркут» стал одним из немногих самолетов в истории, имевших КОС. Несмотря на это необычное техническое решение, машина была проста и легка в управлении. «Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения», – говорит летчик-испытатель Сергей Богдан.

«Беркут» мог развивать на высоте весьма солидную скорость – 2500 км/ч, однако в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан она ограничивалась скромной отметкой в 900 км/ч. Главным козырем в предполагаемом воздушном бою могла стать маневренность «Беркута»: благодаря выбранной схеме он мог совершать маневры, которые были не под силу другим истребителям. Конечно, в дальнем воздушном бою самолет тоже должен был уметь за себя постоять: его хотели вооружить новыми ракетами РВВ-АЕ, имеющими активную радиолокационную головку самонаведения и способными наводиться на цель самостоятельно на конечном участке полета.

Как уже отмечалось, машин с КОС относительно мало, и ни один из боевых самолетов с крылом обратной стреловидности не достиг конвейера. Дело в том, что такое крыло подвержено разрушению, и привычные схемы считаются более надежными. Но нельзя сказать, что Су-47 оказался ненужным самолетом: сейчас он вовсю используется для отработки технологий, нужных для ПАК ФА – будущего российского истребителя пятого поколения.

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения – иллюстрация к материалу на Naked Science

Су-47 «Беркут» / ©Сухой

МиГ 1.44

Разработкой истребителя нового поколения занимались не только в ОКБ Сухого, работы кипели и в недрах МиГ. Более того, в отличие от Су-47, который называли экспериментальным, МиГ 1.44 позиционировался именно в качестве «прототипа истребителя пятого поколения». Он совершил первый полет в 2000 году, и к нему было приковано все внимание авиационного мира. Это неудивительно, ведь речь шла ни много ни мало о возможном конкуренте заокеанскому F-22, который, как мы знаем, стал первым в истории истребителем пятого поколения.

Максимальная скорость МиГ 1.44 должна была составить 2400 км/час. Он имел двенадцать внутренних и восемь внешних точек подвески. Одной из особенностей новой машины должна была стать ее ярко выраженная (даже по меркам современных истребителей) многофункциональность. Предполагалось, например, что кроме ракет класса «воздух-воздух» самолет должен был использовать крылатые ракеты Х-55, противокорабельные Х-61 и другое вооружение класса «воздух-поверхность». Вообще, к новому МиГу предъявлялись очень высокие требования: он должен был обладать сверхманевренностью, способностью к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме, а также малой радиолокационной и тепловой заметностью. Больше всего экспертов смутил последний аспект, так как, в отличие от уже упомянутого F-22, на самолете не был в полной мере реализован комплекс мер по снижению радиолокационной заметности.

Но проблема была не только в этом. Проект появился в ненужное время в ненужном месте: в начале 2000-х, когда российская оборонка дышала на ладан и реализовать проект истребителя пятого поколения было в принципе очень тяжело.

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения – иллюстрация к материалу на Naked Science
МиГ 1.44 / ©Wikipedia

Х-32

В начале 2000-х годов компании Boeing и Lockheed Martin схлестнулись в смертельном поединке за контракт века. Речь шла ни много ни мало о самом массовом истребителе пятого поколения, который должен был стать более дешевой альтернативой самолету F-22. Lockheed Martin предложил X-35, который впоследствии трансформировался в F-35. А Boeing явил миру очень необычный и даже по-своему смешной аппарат X-32. Как мы знаем, Lockheed Martin вышел из этого поединка победителем, а боинговский проект так навсегда и остался в качестве прототипа.

Характерной особенностью X-32 было то, что он разрабатывался сразу в нескольких вариантах: чтобы удовлетворить требования Военно-воздушных сил США, американского флота и Корпуса морской пехоты. Кроме того, данная машина должна была пополнить Королевский флот Великобритании. Чтобы иметь возможность садиться на универсальные десантные корабли, самолет получил возможность короткого взлета и вертикальной посадки. Эта же особенность отличала и его конкурента – X-35.

Самолет имел максимальную скорость, ограниченную отметкой в 1931 км/ч, а его максимальная дальность полета составляла 2200 км/ч. Истребитель X-32 имел встроенную пушку M61 Vulcan, а также четыре внутренние и две внешние точки подвески.

Одной из возможных причин того, почему военные отдали предпочтение проекту Lockheed Martin, стал огромный опыт, накопленный этой компанией при разработке истребителей пятого поколения. Ведь, как мы знаем, F-22 был разработан именно локхидовскими инженерами. 

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения – иллюстрация к материалу на Naked Science
Х-32 / ©Wikipedia

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
4 декабря, 10:27
Редакция Naked Science

В этом квизе нет правильных и неправильных ответов. Все варианты имеют право на существование. Выбор отражает личные или социальные приоритеты. Поскольку такие вопросы часто завязаны на эмоции и смутные ощущения, мы избегаем диктовать правильные ответы, но показываем, что атомная отрасль имеет проекты, соответствующие разным интенциям. Итогом квиза будет рекомендация, в создании какого типа инновационных реакторов было бы оптимально работать участнику опроса с учетом его предпочтений и склонностей. Это позволит ему соотнести и ассоциировать себя с атомными проектами.

5 декабря, 12:58
Илья Гриднев

Исследователи проанализировали огромный массив данных столкновений элементарных частиц и впервые выявили статистически значимые свидетельства распада бозона Хиггса на мюон и антимюон. Это подтвердило, что фундаментальный механизм наделения массой работает не только для тяжелой материи, но и для более легких частиц.

4 декабря, 08:16
Адель Романова

Европейское космическое агентство сейчас строит зонд для перехвата кометы из самых дальних окраин Солнечной системы. Ученые предложили использовать его как прототип для создания такого же аппарата, предназначенного для «ловли» объектов из межзвездного пространства.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

3 декабря, 11:53
Максим Абдулаев

Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.

1 декабря, 13:33
КАИ

В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

20 ноября, 13:12
Полина Меньшова

Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
DELETED
11.07.2016
-
0
+
По моему Су-47 относится к поколению 4++
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно