07.05.2020
Денис Гордеев

«Индоокеанский Ниньо» может стать сильнее из-за глобального потепления

4.8

Температурная осцилляция, наблюдаемая в Индийском океане, может стать причиной катастрофических изменений климата в регионе.

Индоокеанский Эль-Ниньо
Температурные колебания Индоокеанского Ниньо / Tierney, DiNezio et al., Science Advances, 2020

Изменение климата, с которым сейчас столкнулось человечество, может принести людям еще одну проблему. Ученые из Университета Техаса в Остине выяснили, что глобальное потепление способно усилить температурный феномен, называемый диполем Индийского океана, или же «Индоокеанским Ниньо». Статья об этом опубликована в издании Science Advances.

Индоокеанский Ниньо — температурная осцилляция в Индийском океане, заметно влияющая на климат окружающих стран (в первую очередь Индонезии и Австралии). Положительная фаза диполя характеризуется повышенным количеством осадков в западной части океана и снижением температуры воды в противоположной его части. При этом в Восточной Азии и Австралии возникают засухи, а на востоке Африки усиливаются наводнения и вспышки малярии. Отрицательная фаза Индоокеанского Ниньо формирует противоположные условия.

Эта осцилляция была обнаружена в 1999 году. По мнению ученых, она впервые проявилась около 21 тысячи лет назад. На это указывают окаменевшие останки фораминифер — одноклеточных раковинных организмов.

Компьютерное моделирование показало, что в условиях глобального потепления температурные колебания диполя могут стать более резкими. Если тенденции сохранятся, по словам ученых, этот климатический феномен уже к середине XXI века может стать столь же мощным, как его «старший брат» Эль-Ниньо, наблюдаемый в Тихом океане.

Моделирование также продемонстрировало, что периоды наводнений и засух в будущем станут более экстремальными. Сегодня исследователи оценивают климатические колебания в Индийском океане как «мягкие»: основную роль в этом играет преобладающее западное направление ветра. Глобальное потепление может изменить это направление, дестабилизировать климат региона и привести к настоящим «погодным качелям».

Это, в свою очередь, способно стать причиной нарушения цикла муссонов, который дает странам Восточной Африки и Юго-Восточной Азии относительно сухой климат зимой и влажный — летом. Такая ситуация приведет к засухам, неурожаям и проблемам с продовольствием во многих развивающихся странах этих регионов.

Ранее мы писали о том, что американские ученые связали тихоокеанский климатический феномен Ла-Нинья со вспышками опасной для жизни диареи у детей, а исследователи из Редингского университета в Великобритании рассказали, что глобальное потепление сделает авиаперелеты менее комфортными.

Китайские ученые описали Terropterus xiushanensis — древнейшего ракоскорпиона, который жил на территории суперконтинента Гондвана и был в числе главных хищников морской экосистемы раннего силура.