10.12.2015
Редакция Naked Science

Физики: Работа над «теорией всего» завершится в 2131 году

По мнению физика-теоретика Джозефа Полчинского, «теория всего» будет создана на основе теории струн через 116 лет. Именно столько времени прошло с момента введения планковской длины, равной 10-33 см, на основе которой действует теория струн. И именно столько времени понадобится, чтобы создать «теорию всего».

Joe Polchinski_ENH
©Wikipedia / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Расчеты физика-теоретика из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джозефа Полчинского приведены на сайте крупнейшего интернет-архива научных работ arXiv.org. Ученый сопоставил этапы и темпы развития физики в течение XX и начала XXI веков. Свой анализ он начал с 1899 года, когда немецкий физик Макс Планк ввел длину, равную 10-33 см. На основе этой длины действует теория струн, которая, по мнению подавляющего большинства физиков и математиков, является единственным кандидатом на роль «теории всего». Пока такой размер, как 10-33 см, настолько мал, что недоступен наблюдению в эксперименте.

Максимальный масштаб длин, на котором в настоящее время человечество может экспериментировать, – 10-17 см. Подобные эксперименты проводят на Большом адронном коллайдере. Этой точке на логарифмической шкале масштабов отвечает середина расстояния. Соответственно, до создания «теории всего» осталось столько же времени, сколько прошло с момента введения планковской длины в науку.

До сих пор не удается объединить стандартную модель (СМ) физики частиц, с помощью которой описываются три фундаментальных взаимодействия – электромагнитное, слабое и сильное, – и общую теорию относительности (ОТО), описывающую гравитационное взаимодействие. Теория же струн, в случае успеха, позволит единообразно описать все четыре взаимодействия и объединить СМ и ОТО.