FDA одобрило первый препарат, подавляющий гены — Naked Science

FDA одобрило первый препарат, подавляющий гены

Впервые в истории лекарственное средство, подавляющее гены, получило нормативную поддержку в США. Это большая победа — в том числе для лечения редкого наследственного заболевания.

rnai_fig2_alnylam1

Лекарство, известное как патисиран, теперь может вылечивать наследственный транстиретиновый амилоидоз (hATTR), из-за которого в организме накапливаются мутировавшие белки, воздействующие на работу сердца и нервной системы. Это серьезный прорыв и важный шаг для РНК-интерференции (RNAi) — техники подавления генов посредством изменения сообщений, передаваемых рибонуклеиновой кислотой (РНК) по телу, которые регулируют производство определенных белков.

Препарат мешает производству мутировавшей версии белка транстиретина (TRR), отвечающего за избыточную выработку амилоидов. В результате их накопления пациенты страдают от повреждений периферических нервов, или полинейропатии.

«Это одобрение играет ключевую роль для области RNAi, — говорит Джеймс Кардиа из RXi Pharmaceuticals, работающей над препаратами RNAi. — Это все меняет».

Все началось 20 лет назад, когда изобрели сам метод. С тех пор у RNAi были свои взлеты и падения, включая Нобелевскую премию и сокращение инвестиций. Отчасти проблема заключалась в доставке молекул РНК в нужные органы целыми, так как в кровотоке они обычно деградируют. Ученые обнаружили, что это можно осуществить, если покрыть молекулы РНК жирными наночастицами — в виде своеобразного щита. Это позволяет адаптированным «посланникам» собираться в печени, где производится большая часть транстиретина.

При клинических испытаниях, в которых участвовали 225 человек с наследственным транстиретиновым амилоидозом, средняя скорость шага, обычно замедленная из-за повреждений нервов, значительно улучшилась у пациентов, получавших лечение посредством РНК-интерференции, нацеленной на производство транстиретина. В исследовании отмечено, что у этих же больных наблюдались более развитая сила мышцы, высокая скорость рефлексов и лучший обмен веществ, по сравнению с пациентами, получавшими плацебо, даже несмотря на побочные эффекты. После одобрения этого препарата около 50 тысяч человек, страдающих от hATTR, вновь обрели надежду.

«Я никогда не испытывал такого оптимизма относительно судьбы RNAi, как сейчас, — рассказывает Дуглас Фамброу, исполнительный директор компании Dicerna, занимающейся РНК-интерференцией. — Все это время, когда мы буквально рвали на себе волосы, потрачено не напрасно».

Теперь, когда первый RNAi-препарат одобрен FDA (Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США), ученые могут обратить свое внимание на перспективы этого метода при работе с другими органами, включая почки, головной мозг и спинной мозг.

«Этот этап — часть глобальной волны перемен, которые позволят нам лечить болезни, непосредственно воздействуя на корень проблемы, благодаря чему мы сможем остановить или обратить состояние, а не просто замедлить его прогрессирование или лечить его симптомы, — уверен комиссар FDA Скотт Готтлиб. — Такие новые технологии, как ингибиторы РНК, меняющие генетические двигатели болезни, обладают потенциалом преобразовать медицину, так что мы можем противостоять изнурительным болезням или даже вылечивать их».

Результаты клинических исследований патисирана были опубликованы в июле в журнале New England Journal of Medicine.

Сухопутные силы США выбрали пять предложений по программе Optionally Manned Fighting Vehicle, призванной найти замену знаменитой M2 Bradley.

Японское агентство аэрокосмических исследований провело тесты носителя S-520, оснащенного новым метановым двигателем. Примененные на нем технические решения позволят в разы сократить размеры двигателей для ракет.

Многие пользователи уверены, что покупка совместимых расходных материалов не влияет на качество печати и работу принтера, но они глубоко заблуждаются. Быстрая выгода от экономии на оригинальных картриджах ставит под угрозу весь процесс печати и приводит к ряду скрытых трат. Мы рассмотрим самые популярные мифы о неоригинальных картриджах и объясним, почему в них не стоит верить.