Динозавры не любили тропиков — Naked Science

Динозавры не любили тропиков

Динозавры триасового периода не любили тропики. Об этом заявили ученые из США.

Fotolia_Plateosaurus_24658963_M(2)

Высокий уровень диоксида углерода в атмосфере, частые лесные пожары и резкие колебания температуры воздуха делали тропические области совсем не привлекательными для крупных травоядных динозавров.

Исследователи изучили богатейшие залежи окаменелостей позднего триаса (215-205 млн лет назад) – скалы Гост-Рэнч в штате Нью-Мексико. Выяснилось, что только 15% останков принадлежат именно динозаврам, остальные же – дальним предкам крокодилов и аллигаторов. Кроме того, неподалеку от экватора палеонтологам не удалось обнаружить ни одного растительноядного динозавра триасового периода, хотя в других регионах планеты (Южная Америка, юг Африки, Германия) эти ящеры встречаются в большом количестве.

В поисках ответа на вопрос, почему динозавры невзлюбили благодатный Гост-Рэнч, ученые изучили образцы этих горных пород, в результате чего выяснили изотопное соотношение и уровни углерода и кислорода в позднем триасе. Помимо этого палеонтологи рассмотрели окаменелости пыльцы и спор, получив, таким образом, представление о растительности в этот период.

Итоги их работы показали, что Гост-Рэнч 205-215 млн лет назад был не дружелюбным местом, а самым настоящим парником: среднегодовые температуры достигали там 28 градусов Цельсия, а уровень углекислого газа в атмосфере доходил до 1200-2400 частей на 1 млн (сегодня этот показатель на нашей планете составляет 400 частей на миллион). Проанализировав, кроме того, древесный уголь тех времен, ученые пришли к выводу, что и температура лесных пожаров достигала 680 градусов Цельсия.

Триасские тропики отличались нестабильным климатом, жестокими засухами и мощными лесными пожарами, очищающими ландшафт от растительности.

– Джессика Уайтсайд (Jessica Whiteside), ведущий автор статьи, геохимик

Неудивительно, что подобные ужасающие условия отпугивали крупных и быстрорастущих травоядных динозавров, тогда как крокодиломорфы их выдерживали. Поэтому динозавры начали заселять тропические регионы только в начале юрского периода, когда климат тропиков стабилизировался.

Другие ученые одобрили климатологическую реконструкцию группы Джессики Уайтсайд. Но было высказано и замечание: исходя из высоких энергетических потребностей динозавров исследователи подразумевают, что те были теплокровными (в отличие от крокодиломорфов), – а эта гипотеза признана пока далеко не всеми.