07.07.2020
2 595

Обнаружены останки миниатюрного предка динозавров и птерозавров

5.2

Новые находки с Мадагаскара показывают, что древние предки гигантских птерозавров и динозавров были крошечными охотниками на насекомых.

©Frank Ippolito, American Museum of Natural History

Динозавры, царившие на суше, а также летавшие птерозавры, которые тогда же доминировали в воздухе, отличались весьма внушительными размерами. Однако их общие предки могли быть миниатюрными. На это указывает новая находка, представленная в статье, опубликованной в журнале PNAS. Окаменелость сохранила останки маленького древнего ящера высотой не более 10 сантиметров: ученые дали ему имя Kongonaphon kely, что можно перевести как «маленький большой убийца».

Птерозавров, динозавров и птиц объединяют в кладу орнитодир, происходящих от общих древних предков. Одним из таких предковых видов и является, по-видимому, крошечный Kongonaphon kely. Образец нашла команда Американского музея естественной истории на юго-западе Мадагаскара еще в 1998 году. «Потребовалось некоторое время для того, чтобы мы могли заняться этими останками, — говорит Джон Флинн (John Flynn), возглавлявший группу палеонтологов, — но едва приступив к ним, мы поняли, что имеем дело с чем-то совершенно уникальным».

Kongonaphon kely: взгляд художника / ©Alex Boersma, American Museum of Natural History

K. kely датирован возрастом 237 миллионов лет. Он оказался не первым столь миниатюрным представителем ранних орнитодир, но если до сих пор ученые считали, что имеют дело с исключениями, то теперь стало ясно: небольшие размеры были, скорее, характерны для этих животных. Ученые предполагают, что предки динозавров и птерозавров, испытывая сильное конкурентное давление, миниатюризовались и адаптировались к питанию насекомыми, на что указывает и строение зубов K. kely.

Окаменелость также сохранила следы наружного покрова, который предшествовал появлению филаментов и перьев птерозавров и динозавров. Похоже, он начал использоваться для терморегуляции уже этими древними предками. Поддержание температуры в таком миниатюрном теле сложнее, чем в крупном, а триасовый период, когда жили эти орнитодиры, отличался сильными климатическими колебаниями. Возможно, это и подстегнуло развитие у них покровов, которые впоследствии унаследовали динозавры и птерозавры.