Большой Барьерный риф может спасти «пересадка» коралловых полипов — Naked Science

Большой Барьерный риф может спасти «пересадка» коралловых полипов

Исследователи обнаружили около 100 коралловых рифов, которые в перспективе способны остановить отмирание Большого Барьерного рифа.

obr-tour-outer-reef-marinelife-08

Большой Барьерный риф — крупнейший в мире коралловый риф — стремительно разрушается. Многие эксперты заявляли, что спасти его от обесцвечивания и окончательной гибели не получится. В новой работе австралийские ученые объявили, что пути спасения рифа и его уникальной экосистемы все еще существуют. Исследователи предложили метод восстановления погибших частей рифа за счет «пересадки» личинок коралловых полипов с относительно здоровых участков рифа на отмирающие.

Известняк коралловых колоний сам по себе бесцветен, яркую окраску ему придают симбиотические водоросли. Если температура воды вокруг рифа поднимается и долгое время держится на высокой отметке, водоросли покидают коралл — этот процесс называют обесцвечиванием. Без водорослей-симбионтов колония со временем гибнет. Также в гибели рифов виновны многолучевые морские звезды «терновый венец» (Acanthasteridae), которые питаются полипами. Для этих организмов характерны вспышки быстрого роста популяции, такой рост происходит и сейчас.

Большой Барьерный риф состоит из 2900 отдельных рифов и 900 островов. Авторы новой работы обнаружили около 100 рифов, которые можно использовать для восстановления системы. Эти рифы отвечают трем необходимым условиям. Они окружены относительно холодной водой, поэтому редко подвергаются обесцвечиванию. Также они расположены так, чтобы течения могли отнести личинки полипов к как можно большему числу соседних рифов. Последнее условие таково: эти рифы не должны подходить для размножения морских звезд Acanthasteridae.

Говорит один из авторов работы, биолог Питер Мамби (Peter J. Mumby): «Найти эти 100 рифов — как будто обнаружить “кровеносную систему” Большого Барьерного рифа. Хотя эти 100 рифов составляют лишь 3% Большого Барьерного рифа, они могут обеспечить личинками почти половину (45%) всей экосистемы всего за год».

По словам исследователей, экосистема рифа обладает потенциалом для восстановления. Однако это не означает, что кораллы находятся в безопасности. Чтобы появилась надежда на возрождение Большого Барьерного рифа, за его состоянием необходимо постоянно следить, по возможности создавая подходящие условия для роста новых полипов. Это потребует не только глобальных мер по снижению антропогенного воздействия на температуру океана. Помогут и локальные меры, например запреты на ловлю нескольких видов рыбы и креветок, поедающих опасные для полипов морские звезды. Авторы работы считают, что сложный и дорогостоящий мониторинг и другие усилия можно сфокусировать в первую очередь на 100 «перспективных» рифах.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Biology.

В 2016 году ученые впервые зафиксировали обесцвечивание и гибель коралла на видео.