06.07.2017
Редакция Naked Science

Богомолов уличили в систематической охоте на птиц

Исследователи из США и Швейцарии пришли к выводу, что богомоловые охотятся на птиц чаще, чем предполагалось.

15088174278_6a88da17cd_h

Отряд богомоловых (Mantodea) включает в себя около трех тысяч видов. Свое название эти беспозвоночные получили благодаря строению передних хватательных ног, покрытых острыми шипами: в состоянии покоя голень остается вложенной в желобок на бедре по аналогии с перочинным ножом, но в засаде выдвигается, напоминая согнутые в молитве руки. Также Mantodea считаются единственными насекомыми, которые способны заглянуть себе за спину. При сравнительно крупном теле (до 11 сантиметров в длину) богомолы ведут хищный образ жизни. Основу их рациона составляют другие членистоногие, реже — небольшие рептилии, грызуны и даже летучие мыши. Кроме того, известны случаи нападения богомолов на птиц.

Наиболее популярны сообщения о поедании Mantodea колибри. Несмотря на регулярную встречаемость в академических и широких кругах, подобные инциденты, однако, рассматриваются как эпизодические. Чтобы выяснить, часто ли богомоловые охотятся на птиц, специалисты из Базельского университета и других учреждений провели обширный библиографический поиск. Так, авторы изучили упоминания нападений в шести информационных базах, включая архивы Scopus, медиакомпании Thomson Reuters и Google Scholar, а также интернет-блогах, сервисах фото- и видеоконтента. Всего ученые получили 147 описаний, связанных с 12 видами Mantodea, менее трети из которых находились в свободном доступе.

С развитием коммуникационных технологий частота упоминания таких случаев возрастала: лишь четыре процента из них пришлись на период до 1920 года и 67 процентов — на 2000–2015 годы. Большинство инцидентов произошли в 26 штатах США — в садах, во дворах и заповедниках. Чаще всего речь шла о Нью-Йорке, Северной Каролине и Техасе. Вне американской границы атаки фиксировались в Канаде, Центральной Америке, Аргентине, Индии, Австралии, Новом Южном Уэльсе и на Тринидаде. Кроме того, нападения были зарегистрированы в Испании и странах Африки. Среди жертв насекомых, помимо колибри, авторы выделили представителей отрядов стрижеобразных (Apodiformes) и воробьинообразных (Passeriformes).

По-видимому, богомоловые предпочитают поедать живую добычу. Некоторые упоминания содержали описание способа их убийства. Так, в 1922 году стало известно о нападении Mantodea на четырех желтопоясных шипоклювок (Acanthiza chrysorrhoa) в Новом Южном Уэльсе: последние были найдены рядом с гнездом с отверстием в голове. В 2006 году каталонский биолог Дэвид Бигас (David Bigas) пришел к выводу, что эти насекомые нередко подбираются к жертве, свесившейся вниз, в условиях низкой видимости (у богомолов хорошее зрение) и проделывают отверстие в их глазнице, питаясь мозгом. Таким образом, полученные данные указывают на целенаправленный и систематический характер охоты богомоловых на птиц.

Статья опубликована в The Wilson Journal of Ornithology.

Ранее международная группа ученых подсчитала объем добычи, который ежегодно потребляет общемировая популяция пауков.

Богомол ловит колибри / ©legalvid123