Зоологи взвесили ежегодную добычу пауков — Naked Science

Зоологи взвесили ежегодную добычу пауков

Международная группа ученых впервые показала, что общемировая популяция пауков потребляет до 800 миллионов тонн добычи в год, являясь главными естественными врагами насекомых. Результаты исследования представлены в журнале The Science of Nature.

tnkuzrp

Пауки (Araneae) образуют одну из крупнейших групп сухопутных хищников, которая включает в себя более 45 тысяч видов. Известно, что эти животные хорошо адаптируются к разным, в том числе экстремальным, климатическим условиям и распространены даже в пустынях и на Северном полюсе. Эти факторы легли в основу гипотезы о том, что Araneae представляют собой основных естественных врагов насекомых. Однако из-за их скрытного образа жизни и существующих методологических ограничений точно оценить влияние пауков на экосистему долгое время не удавалось.

Согласно исследованиям прошлых лет, средняя плотность популяции пауков может составлять 131–152 особи на квадратный метр планеты, а при благоприятных условиях — 1000 особей. В середине XX века британский натуралист Уильям Бристоуи (William Bristowe) подсчитал, что только на территории Англии и Уэльса обитает 2,2×1012 пауков, которые ежегодно могут убивать 2,2×1014 насекомых, и совокупный вес такой добычи в стране превышает вес всех жителей Соединенного Королевства. Впоследствии немецкий зоолог и соавтор нового исследования Мартин Ниффелер (Martin Nyffeler) указал на ошибку Бристоуи: по его словам, расчеты не учитывают, что большую площадь Великобритании занимают сельскохозяйственные земли, в районе которых активность пауков ниже. Последующие оценки показателя также были чрезмерными и противоречили теории экологии.

Теперь ученые из Базельского университета и других вузов рассчитали постоянную биомассу общемировой популяции пауков и биомассу ежегодно потребляемых ими насекомых с помощью двух методов. На первом этапе авторы сопоставили 65 значений биомассы пауков из открытых источников со средними значениями биомассы (в граммах на квадратный метр с учетом среднего содержания воды в теле паука — около 75 процентов) семи биомов: тропических лесов, умеренных и бореальных лесов, тропических лугостепей и саванн, умеренных лугостепей, пахотных земель, пустынь и арктической тундры. Затем исходя из предполагаемой нормы потребления пищи в день команда вычислила количество ежедневных и ежегодных убийств насекомых на квадратный метр для каждого биома.

Пример расчета биомассы, убитой пауками в день и год, для разных биомов / ©Martin Nyffeler et al., The Science of Nature, 2017

Второй метод заключался в пересчете официальных статистических данных о количестве ежегодных убийств насекомых в граммы на квадратный метр в год. В этом случае исследователи исходили из того, что в среднем тело добычи пауков также содержит примерно 75 процентов жидкости и обладает калорийным эквивалентом массы в размере 23,5 килоджоуля на грамм сухого веса. Путем экстраполяции полученных значений ученые также определили ежегодный объем потребления пауками насекомых в разных биомах.

Результаты показали, что постоянная биомасса общемировой популяции пауков составляет около 25 миллионов тонн, большая часть из которых приходится на леса, лугостепи и пахотные земли. Согласно расчетам, проведенным с помощью первого метода, общая биомасса добычи пауков достигает 700 миллионов тонн в год при полной засухе и 460 миллионов тонн — с учетом дождей. Биомасса убитой добычи, вычисленная вторым методом, составила 400–800 миллионов тонн в год. Примечательно, что это превышает уровень ежегодного потребления пищи китообразными (280–500 миллионов тонн), а также мясной и рыбной продукции (порядка 400 миллионов тонн) всем населением в мире.

Ученые регулярно взвешивают крупные объекты. Так, ранее исследователи из Канады оценили массу Млечного Пути. В декабре прошлого года международная группа геологов рассчитала общемировую массу техносферы.