Богиня в пыли — Naked Science
22.11.2013

Богиня в пыли

Возле орбиты Венеры обнаружилось громадное облако пыли.

venus_clouds_mariner10_lrg

Пылевое кольцо не слишком плотное ? всего на 10% плотнее окружающего пространства ? но зато имеет внушительные 220 млн. км в диаметре. К тому же, это уже второй такой объект, найденный в Солнечной системе: около 20 лет назад похожее кольцо пыли было обнаружено близ орбиты Земли.

Признаки существования такого облака у орбиты Венеры встречались и раньше, их заметили еще советские зонды «Венера-9» и «Венера-10», однако до сих пор точных данных было недостаточно. Чтобы поставить точку в этом вопросе, американский астроном Марк Джонс (Mark Jones) с коллегами построили компьютерную модель, с помощью которой выяснили, как это пылевое кольцо должно рассеивать свет. А затем проверили, видны ли такие эффекты на снимках, которые сделали в последние годы работающие близ Солнца зонды миссии STEREO. Ожидания ученых оправдались.

Более темные синие области ? две части пылевого облака близ орбиты Венеры (показана точками). По данным STEREO, полученным 9-18.06.2009
©M.H.Jones / The Open University

Считается, что эти облака появились из-за того, что мелкие частицы задерживаются и накапливаются на резонансных орбитах к орбитам Земли и Венеры, соответственно. Резонансными называют орбиты, на которых небесные тела вращаются с периодами, относящимися друг к другу так, как небольшие натуральные числа. В результате этого в определенных точках своего полета они регулярно сближаются, что стабилизирует обе орбиты.

Впрочем, хотя сами облака, стабилизированные орбитальным резонансом, могут существовать миллионы, и даже миллиарды лет, состав их постоянно обновляется. Отдельные частицы пыли уносятся прочь, а на их место приходят новые ? время, которое средняя пылинка проводит в таком облаке, ученые оценивают в 100 тыс. лет.