21.08.2018
Редакция Naked Science
1 269

Археологи извлекли и проанализировали останки из черного саркофага в Египте

Ученые изучили кости людей, найденные внутри гранитного саркофага, и узнали, кем они были. Три скелета принадлежали двум мужчинам и женщине, жившим во времена раннего правления династии Птолемеев.

llnk3ksvmsu1

Саркофаг, найденный в Александрии в июле, стал самым крупным из когда-либо обнаруженных в том регионе: он весил целых 30 тонн. Отсутствие на саркофаге каких-либо надписей и знаков повлекло волну рассуждений о том, кто же был захоронен в нем.

К сожалению, когда археологи вскрыли саркофаг, внутри они увидели беспорядок. Зловонная канализационная жидкость, просочившаяся в него, повредила мумии. В саркофаге не было ничего, что могло бы как-то прояснить историю останков. Изначально ученые предполагали, что эти люди — военные. Однако тот факт, что одна из мумий принадлежала представительнице слабого пола, отвергает эту версию, ведь в армии Древнего Египта женщин не было (за редким исключением в лице царских военачальников).

Итак, кем же были эти люди? До сих пор не известно, но, согласно заявлению Министерства по делам древностей Египта, после анализа костей удалось получить некоторую информацию. Возраст женщины — 20-25 лет, ее рост — 164 сантиметра. Оба мужчины были старше: первому — 35-39 лет, ростом он был 165,5 сантиметра; второму — 40-44 года, его рост составлял 184,5 сантиметра. У последнего скелета археологи обнаружили интересную особенность. Маленькое отверстие в голове, менее дюйма в диаметре, явно было хорошо зажившим — следовательно, человек прожил с ним долгое время. Возможно, он получил его в результате трепанации.

Отверстие в черепе одного из захороненных / © Egyptian Ministry of Antiquities

«Такая операция — самое древнее хирургическое вмешательство из известных нам, но в Египте ее редко проводили», — объясняет Зейнаб Хашиш, директор Департамента изучения скелетных останков при Министерстве по делам древностей.

Всего в нескольких древнеегипетских черепах, когда-либо обнаруженных археологами, были похожие трепанационные отверстия. Ученые также считают, что тела положили в саркофаг в разное время, так как они лежали друг на друге.

Из погребального инвентаря сохранились только три аккуратно расписанные золотые панели. Археологи изучат их и выяснят, возможно ли вообще расшифровать их значение. Что касается красной жидкости, обнаруженной в саркофаге, то, как утверждают специалисты, скорее всего, это канализационная вода, перемешавшаяся с разложившимися и растворившимися бинтами мумий. Для дальнейшего анализа костей археологи проведут КТ-сканирование и тесты ДНК, чтобы выяснить, принадлежат ли скелеты членам одной семьи.