Аллергию на пыльцу связали с изменениями в мозге — Naked Science

Аллергию на пыльцу связали с изменениями в мозге

Поллиноз может стимулировать рост зернистого слоя коры мозжечка и незрелых нейронов в гиппокампе. К такому выводу пришла группа молекулярных биологов из Австрии.

misc_pollen

Поллиноз, или сенная лихорадка, — сезонное заболевание, причиной которого является аллергическая реакция на пыльцу быстроопыляемых растений. В основе поллиноза лежит избыточная продукция гормона гистамина тучными клетками иммунитета, в результате чего слизистые оболочки перенасыщаются кровью и в них уменьшается объем тканевой жидкости, при этом бронхи чрезмерно сужаются. К основным симптомам поллиноза относят аллергический насморк, приступы чихания, покраснение глаз.

В новом исследовании ученые проанализировали действие поллиноза на мышей. Для этого животных разделили на две группы — контрольную (9 особей) и экспериментальную (10 особей). На первой, второй и седьмой неделях для усиления иммунного ответа последним в брюшную полость вводился адъювант — гель с гидроксидом алюминия. На одиннадцатой неделе обработка проводилась интраназально три раза в сутки с меньшей дозировкой.

Результаты показали, что аллергические симптомы сопровождаются ростом нервной ткани в головном мозге животных. В частности, в экспериментальной группе наблюдался более активный нейрогенез (незрелых нейронов) в гиппокампе, ответственном за консолидацию памяти, и мозжечке, ключевой функцией которого является координация движений. При этом заболевание подавляло образование в головном мозге микроглии — резидентных макрофагов центральной нервной системы (ЦНС), которые, помимо прочего, связаны с периферической иммунной системой.

«Дезактивация микроглии в гиппокампе стала для нас неожиданностью. Предыдущие исследования показали обратный эффект в случае с бактериальными инфекциями. Мы знаем, что реакция иммунной системы отличается в зависимости от того, какой перед нами патоген. Следовательно, их влияние на мозг различается благодаря специфике иммунного ответа», — сообщила соавтор работы Барбара Клейн.

Она также добавила, что дезактивация микроглии может являться защитным механизмом мозга, а также быть связанной с понижением уровня Т-хелперов 2 (Th2) в крови. Долгосрочные эффекты поллиноза на головной мозг остаются неизвестны. Предполагается, что длительное подавление иммунных функций гиппокампа влечет за собой отрицательные последствия для организма. Между тем, по данным ВОЗ, поллинозом страдает 10–30% населения планеты.