Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психология азарта: кто не рискует — тот пьет шампанское
Лотерея, как известно, самый верный способ учета оптимистов, но еще лучше – покер. Как, впрочем, и любая другая азартная игра. Недаром игроков называют наркоманами, а азарт — иглой.
В Международной статистической классификации болезней (МКБ-10) лудомании, или гемблингу, присвоен код F63.0. Любовь к азартным играм – такая же зависимость, как наркомания или алкоголизм. Как она проявляется и откуда у игромании ноги растут – об этом в нашем материале.
Боги играли в кости
Азартные игры появились не вчера, а много тысяч лет назад. Первые достоверные упоминания о них встречаются примерно 3500 лет до н. э. в Древнем Египте. Археологи находят фигурки, изображающие богов и людей, играющих в бабки, – таранные кости или межфаланговые суставы овцы или собаки. Это еще что: такие предметы были обнаружены и на стоянках древнего человека. Любили игру и древние греки, и римские императоры, особенно Август и Клавдий. Не говоря уже о германцах, которые проигрывали в кости не только свое имущество, но и свободу: проигравшего попросту продавали в рабство.
Не лучше дела обстояли в Азии. В священном санскритском тексте индуизма Бхавишья-пурана, который датируют 3000 годом до н. э., рассказывается о некоем принце, который, благодаря игре, лишился и своего состояния, и жены. Хотя для азиатских преданий проиграть жену, дочь и даже части собственного тела – дело обычное.
Увлекались игрой и североамериканские индейцы, и уж тем паче европейцы. Первое устройство для игры в рулетку появилось во Франции уже в 1765 году, первое казино (в переводе с итальянского – «загородный дом») в 1863-м открыл принц Княжества Монако Чарльз Гримальди, а первый игровой автомат, именуемый сегодня «одноруким бандитом», придумал американский механик – тоже Чарльз, но по фамилии Фей – в 1895 году.
С игрой пытались бороться – сначала Церковь, потом государство или вообще все вместе. Но победить ее окончательно не удалось. Оно и понятно: дело тут не столько в обещании быстрых денег, сколько в настоящей психологической зависимости.
Адреналиновая игла
Что же такое гемблинг? Согласно определению МКБ-10, это патологическая склонность, которая «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, когда не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере».
Выделяют множество характерных черт игровой зависимости. В соответствии с американской классификацией психических расстройств (DSM-IV, 1994) достаточно, чтобы у человека совпали пять признаков из десяти.
1. Человек увлечен игрой и все время возвращается к ней в мыслях, намеренно старается отказаться от гемблинга или, наоборот, предвкушает очередную возможность; обдумывает варианты – где достать денег на игру;
2. Не останавливает игру при все увеличивающемся объеме ставок. Его подогревает возрастающая острота ощущений;
3. Не раз предпринимал попытки побороть свою страсть к игре;
4. Приходит в мир игры, чтобы уйти от мира реального: сбежать от внутренних и внешних проблем (снять чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию и так далее);
5. Возвращается к игре на следующий день после того, как проиграл, чтобы иметь возможность отыграться (при этом мысль о проигрыше не дает ему покоя);
6. Проявляет беспокойство и раздражительность, если играет меньше или совсем отказывается от игры;
7. Лжет семье, врачам и другим людям, чтобы не показывать свое пристрастие;
8. Человеку приходилось совершать противоправные действия: он шел на мошенничество, кражу, подлог и тому подобное, чтобы найти средства для игры;
9. Ставит под угрозу и даже готов разорвать отношения с семьей, близкими и друзьями, бросить работу или учебу во имя игры;
10. Если из-за игры теряет деньги для содержания себя и семьи, перекладывает решение проблем на других;
Чаще всего зависимостью от игры страдают мужчины, зато у женщин она проходит тяжелее (впрочем, как и любые другие формы зависимостей: к примеру, женщины быстрее спиваются, становятся наркоманками, им сложнее побороть зависимость). Увлечение игрой происходит у них в три раза быстрее, и оно хуже поддается лечению. А еще дамы попадают в сети азарта в более зрелом возрасте, да и причины на то у них другие, чем у мужчин. Гемблингу у женщин, как правило, сопутствует депрессия, у мужчин – алкоголизм. Хотя люди, склонные к азартным играм, в принципе часто совмещают многие виды зависимостей – как алкоголизм, так и наркоманию. Понятно, что все это приводит к печальным последствиям: для игроков характерны ссоры с близкими и друзьями, разводы и частая смена работы.
Корней много, зло – одно
Причины развития игромании запутаны, как квантовые состояния. Точно так же, как и причины любой другой зависимости – наркотической, алкогольной или любовной. Большую роль в формировании аддикции играет конкретная ситуация, сложившаяся в семье и окружении того или иного человека. Хотя есть и определенные факторы, которые способствуют возникновению гемблинга.
В первую очередь это просто доступность азартных игр и реклама их в интернете, по телевизору, в СМИ. Еще один фактор называют мотивационным. Люди, склонные к лудомании, делятся на два типа: первый – это игроки «действия» (в игре они удовлетворяют потребности в доминировании, риске, доказывают свое превосходство над другими). Второй тип характеризуется тем, что в процессе игры уходит от действительности, от потерь и проигрышей, которые могут происходить в реальности. Разумеется, все это подкрепляется любопытством, интересом к новым ощущениям, мотивацией выиграть деньги и возбуждением, которое порождает азарт.
Огромную роль в формировании игровой зависимости несет семейный фактор и прежде всего – болезненное выстраивание отношений с близкими людьми, которое порождает вообще любые виды зависимостей. Из-за неправильного воспитания человек становится психологически слабым и уязвимым, поэтому не может противостоять реальности, уходя от нее в игру или пытаясь с ее помощью доказать что-то себе и другим.
Характер формируется под воздействием среды и прежде всего семьи человека. Но есть и генетические факторы, и пресловутое воздействие обстоятельств. Поэтому специалисты по зависимостям выделяют также личностный фактор.
Человек может обладать чертами, присущими потенциальному игроку: низкая самооценка, нетерпимость к отказам в просьбах, слишком острая реакция на критику, повышенная тревожность, склонность к депрессии, импульсивность, жажда риска, нетерпимость к разочарованиям, желание ощущать собственное могущество, склонность к мистическому мышлению.
Такие черты характера помогают сформировать у будущего игромана иррациональные установки, которые психологи называют ошибками мышления. Это в первую очередь вера в то, что деньги решают все проблемы, в том числе в общении между людьми; что неуверенность в себе можно побороть успехом от выигрышей; человек представляет ставки в качестве некой сделки; верит в то, что долги можно вернуть, только отыгравшись; и что он умеет контролировать себя не только в вопросах того, играть ему или нет, но и в том, сможет ли он удержаться от того, чтобы не поставить на кон все, что имеет.
Важен и экономический фактор, формирующий в массовом сознании привлекательность азартных игр. Понятно, что делается это для выгоды игорных корпораций, подключающих для таких целей рекламу и скрытое воздействие на массовое сознание. Формируются установки на то, что азартный образ жизни – это круто и престижно, что «вся наша жизнь – игра», поощряется пренебрежительное отношение к людям, не вовлеченным в игру, и презрительность к обычному способу заработка. Психологи выделяют следующие семейные факторы в формировании игромании:
– Нарушение психологических границ между поколениями (в семье нет гласных или негласных «правил», которые регулировали бы взаимоотношения между старшими и младшими членами семьи, или, напротив, они слишком жесткие);
– Взрослые не обладают эффективными моделями поведения в социуме, поэтому не могут показать пример детям;
– У членов семьи нет четких ролей, потому отсутствуют обозначенные права и обязанности;
– Присутствуют двойные стандарты в реакциях на схожее поведение ребенка (если он украл что-то в магазине, его ругают, если украл что-то у богатых людей – хвалят, потому что «так им и надо»);
– Присутствует непоследовательность установок разных членов семьи (последние имеют разные мнения в вопросах воспитания детей и не пытаются договориться между собой);
– Неадекватно планируется семейный бюджет (без учета потребностей всех членов семьи, упор идет только на приоритеты одного человека);
От эйфории – до тюрьмы
Зависимость от игры формируется не сразу, а постепенно. Специалисты по гемблинговым аддикциям выделяют несколько стадий.
Подготовительный этап
В это время у человека возникает лишь восприимчивость к азартным играм: этому способствуют вышеперечисленные факторы, а еще влияние среды, в которой превозносятся прежде всего материальные ценности, а не традиционное человеческое отношение друг к другу;
Стадия выигрыша
Человек начинает играть и, благодаря развитому магическому мышлению и отсутствию критического, недостатку образования и плохо сформированной логике, обретает веру в свою удачливость. Выигрыши (они могут быть не только крупными, но и мелкими) заставляют его думать о своем могуществе, создают столь недостающую ему иллюзию управления собой и миром, формируют завышенную самооценку. В этот период человек буквально упивается игрой и поглощен ею настолько, что не видит никаких опасностей.
Стадия проигрыша
Человек полностью уходит в игру, которая становится центром его жизни, семья и работа отходят на второй план. Появляется порочный круг: вступить в игру – проиграть – залезть в долги – скрыться – снова начать играть, чтобы отыграться. И так постоянно. По мере прогрессирования заболевания эти циклы повторяются все чаще. Зависимый начинает обманывать окружающих, перестает выполнять свои обязанности, появляются такие качества, как раздражительность и повышенная утомляемость, скрытность и злобность. Даже если человек выигрывает – его не удовлетворяет эта сумма, хочется все больше и больше, в итоге теряет все. Именно тогда он начинает осознавать свою болезнь и искать возможность побороть ее – силой воли прекратить играть. Как правило, у него ничего не получается.
Стадия разочарования.
Полный крах жизни: у игромана накапливается огромное число долгов, близкие от него отвернулись. В результате он полностью уходит в себя, может начать употреблять алкоголь. Для этой стадии характерны также частые эмоциональные срывы. Все свободное время, как и раньше, сконцентрировано на игре: человек все еще надеется отыграться, погасив одним махом все свои долги. Стадия безнадежности.
Игроман теряет последнее, что имеет, – надежду на выигрыш. Но все равно продолжает играть – по инерции, просто ради участия. На этой стадии его, вероятно, ожидает арест (из-за криминальных действий, которые он уже совершил или продолжает совершать) или смерть: его могут убить за долги или он умрет от передозировки алкоголем и наркотиками.
Все эти стадии человек проходит быстро – всего за полтора или три года, – хотя иногда дело может затянуться и на десять лет. Но в целом, чтобы погубить – морально или физически – полноценного здорового человека, игре потребуется совсем немного времени.
Американские исследователи провели эксперимент, который показал, сколько микропластиковых частиц может потенциально проглатывать человек, пока жует натуральную или синтетическую жвачку. Ученые призвали задуматься, стоит ли подвергать организм дополнительному воздействию микропластика. Хотя однозначных свидетельств его вреда для людей на сегодня нет, результаты исследований по этому вопросу вызывают в научном сообществе все больше беспокойства.
Французский деликатес фуа-гра обычно готовят из печени уток или гусей, которых принудительно откармливают, провоцируя отложение в органе большого количества жира. Зоозащитники выступают против жестокой практики, но именно обилие жира придает фуа-гра плотную и одновременно тающую кремовую структуру, за которую ценят блюдо. Однако, похоже, способ примирить активистов и гурманов найден: ученые предложили технологию, позволяющую приготовить фуа-гра без лишних мучений для птиц.
Международное энергетическое агентство подвело итоги 2024 года в новом отчете. Мощности возобновляемой энергетики выросли на четверть всего за год. Все виды безуглеродной генерации впервые достигли 40% от мирового потребления электричества. Более того, из-за продолжающейся электрификации дорожного транспорта потребление им нефти сократилось.
Крупные современные города России — продукт своеобразной эволюции. Их морфология может сочетать историческую застройку, советское наследие и здания времен рыночной экономики. Авторы новой статьи — ученые из ВШЭ и Института географии РАН — заинтересовались, насколько российские города соответствуют современной концепции 15-минутного города. Она описывает доступность инфраструктуры для жителей: могут ли те самостоятельно добраться (пешком или на велосипеде) до школ, больниц, театров и других необходимых заведений за четверть часа.
Прежде чем на Земле появились привычные нам животные, ее населяли «черновики Бога». Это таинственные существа, жившие в эдиакарском периоде и совсем не похожие на своих преемников. В новом исследовании ученые описали 211 окаменелостей мелкой двусторонне-симметричной Parvancorina minchami, найденных у берегов Белого моря. Авторы сумели реконструировать рост и развитие парванкорины, а также оценили продолжительность ее жизни.
В РТУ МИРЭА разработали образовательный проект — многопользовательскую игру API Wars, которая помогает развивать навыки программирования, frontend-разработки и социальной инженерии в увлекательной форме. Действие игры разворачивается в далеком будущем, где игроки, выступая в роли хакерских команд, пытаются взломать автоматизированный завод по производству роботов. Игра также вносит вклад в культурные тренды, используя элементы советского стиля.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии