31 мая
Андрей Папиш
1 931

В Зимбабве нашли кости нового вида динозавров

3.7

Палеонтологи обнаружили на севере Зимбабве фрагменты задней конечности нового динозавра, который принадлежал завроподоморфам и к самым ранним массоподам. Находка в этом регионе стала первой за 50 лет, и она подчеркивает потенциал территории для дальнейших палеонтологических открытий.

Художественная реконструкция Musankwa sanyatiensis, идущего по триасовому мелководью мимо метопозавра / © EurekAlert!, Atashni Moopen.

Останки динозавров находили на всех континентах — включая Антарктиду. Правда, в мезозое такого четкого деления на материки как сейчас не было. Существовал суперконтинент Гондвана, а древние хищники широко по ней расселились. Но в основном кости динозавров находят в Евразии, Южной и Северной Америках. В Африке находок не так много. Возможная причина заключается в том, что в этой части света меньше работало меньше палеонтологов.

Например, в Зимбабве ранее отыскивали всего три вида динозавров — в 1969, 1972 и 2022 году. Но недавно группа палеонтологов из Великобритании, США, Европы и Зимбабве сообщили об останках нового вида динозавров в бассейне реки Средняя Замбези (река поделена на три области). Это первый за 50 лет ранее неизвестный ящер из северной части Зимбабве. Его описание опубликовано в журнале Acta Palaeontologica Polonica.

Зачастую в этом регионе находили завроподоморфов времен позднего триаса или раннего юрского периода, что соответствует возрасту геологических формаций в Средней Замбези — породам 209,2 ± 4,5 миллиона лет. Новый вид тоже оказался завроподоморфом — его кости нашли на острове Спурвинг в самом вместительном в мире водохранилище Кариба. Древнее животное назвали Musankwa sanyatiensis в честь дома-лодки, который служил ученым также и лабораторией в двух полевых экспедициях (с местного диалекта «musankwa» означает мальчик близкий к браку). Вторая часть имени происходит от реки Саньяти, которая впадает в Замбези возле плотины Кариба.

Правая задняя конечность зауроподоморфного динозавра Musankwa sanyatiensis gen. et sp. nov. из формации Pebbly Arkose (верхний триас) острова Спурвинг, Зимбабве. (A) Правая бедренная кость в заднем (A1), латеральном (A2), переднем (A3), медиальном (A4), проксимальном (A5) и дистальном (A6) ракурсах. (B) Правая берцовая кость со сросшейся пяточной костью в переднем (B1), латеральном (B2), заднем (B3), медиальном (B4) и проксимальном (B5) ракурсах / © Acta Palaeontologica Polonica, Paul M. Barrett et al.

Палеонтологи откопали неполную заднюю правую ногу нового ящера в марте 2018 года. Материал сильно потрескался, поскольку был на поверхности — и некоторые части рассыпались еще до лабораторного анализа. Находка состоит из бедренной, большеберцовой и пяточной костей, а также неопределенных фрагментов. На основе строения останков и с помощью формулы для определения массы ученые определили, что вес M. sanyatiensis мог достигать 386 килограммов. Это двуногий хищник с большими ногами и массивным телом.

По многочисленным особенностям строения и конфигурации задней конечности исследователи отнесли находку к новому виду. От других позднетриасовых Massopoda (это клада завроподоморфов) M. sanyatiensis отличается изогнутыми частями бедренной кости, соотношением длин голени и бедра, костными отростками, выемками, а также другими характеристиками. Фенологический анализ позволил отнести новый вид к самому раннему представителю Massopoda.

Как отмечают авторы научной работы, эта находка подчеркивает палеонтологический потенциал региона вдоль водохранилища Кариба — в будущем там возможны новые открытия. Однако раскопки там осложняются ежегодными колебаниями уровня воды. Также найденный динозавр похож на риохазавров (Riojasaurus) и эукнемезавров (Eucnemesaurus), что, по предположениям ученых, может образовывать отдельную кладу гондванских таксонов. Но для проверки этой гипотезы пока недостаточно фактических данных.