2 февраля

Тиктаалик использовал промежуточный между водными и наземными позвоночными способ кормления

5.1

Ученые из США определили, как питались первые земноводные. Оказывается, при осваивании суши позвоночные использовали переходную форму кормления и умели как всасывать пищу, подобно рыбам, так и кусать, подобно наземным животным.

Реконструкция тиктаалика / ©getty images

Исследование опубликовано в журнале PNAS. Большинство видов водных позвоночных животных используют так называемый всасывающий тип питания: чтобы съесть пищу, они попросту всасывают ее в рот. Многие виды рыб при этом способны расширять свой череп в стороны, чтобы растягивать и ротовую полость, создав в ней отрицательное давление.

Дело в том, что вода намного плотнее воздуха и более вязкая, поэтому всасывание пищи там осуществить гораздо проще, чем на суше, где трудно создать герметичное уплотнение, необходимое для всасывания. То есть осваивающим сушу «рыбам» пришлось бы научиться и новому типу питания — кусанию. Но ископаемые свидетельства о том, как это произошло, неоднозначны: их куда больше в отношении переходных форм от плавников к конечностям.

Тиктааликом (Tiktaalik roseae) называют вид ископаемых лопастеперых рыб, живших в позднем девоне. Он считается одной из переходных звеньев между водными и наземными позвоночными и был одним из первых, кто освоил сушу. Неудивительно, что в тиктаалике сочетаются черты как наземных позвоночных (строение костей и суставов конечностей, подвижный шейный отдел, легкие), так и рыб — жабры и чешуя. То же самое, как выяснили ученые из Чикагского университета (США), касалось способов питания этого существа.

Чтобы понять это, они изучили швы на черепе тиктаалика при помощи передовых методов компьютерной томографии. Ведь именно швы могут рассказать, как именно животное использовало свой череп. Это позволило узнать о новых ключевых характеристиках, которые не удавалось обнаружить с помощью других методов.

Сравнение черепов тиктаалика (вверху) и миссисипского панцирника / ©phys.org

В частности, они обнаружили так называемые скользящие суставы на черепе тиктаалика. Благодаря этому ученые сравнили его с живым ископаемым — миссисипским панцирником (Atractosteus spatula), которого еще называют аллигаторовой щукой. Эти рыбы, достигающие трех метров в длину, появились еще в эоцене, а сегодня обитают в Северной и Центральной Америке.

Челюсти их образуют своеобразный «клюв», которым они кусают добычу, а также всасывают ее во время укуса. Помогают им в этом все те же скользящие суставы. Это сходство и навело исследователей на мысль, что тиктаалик питался схожим образом: кусал и всасывал добычу одновременно. Поэтому, как заключают авторы, способность кусать, вероятно, возникла задолго до того, как позвоночные стали осваивать сушу.