Выход на сушу стимулировал «когнитивные» способности рыб — Naked Science
21 июня

Выход на сушу стимулировал «когнитивные» способности рыб

5.3

Эксперименты показали, что необходимость ориентироваться то в водной, то в воздушной среде благоприятно сказывается на мозге и способностях лучеперых рыб находить путь в лабиринте.

©Frederic Silvestre, LEAP, University of Namur

Небольшие лучеперые рыбы Kryptolebias marmoratus населяют прибрежные морские и пресные воды Центральной и Южной Америки и способны подолгу оставаться на воздухе, дыша через кожу. На суше они проводят не только отливы, но иногда целые дни и даже недели и неплохо ориентируются и в той, и в другой среде. Поэтому биологи из канадского Гуэлфского университета решили исследовать, как это сказывается на «когнитивных» способностях рыб-амфибий. Результаты работы представлены в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Джулия Росси (Giulia Rossi) и Патрисия Райт (Patricia Wright) поставили лабораторные эксперименты над несколькими рыбами K. marmoratus, которых предварительно содержали в разных условиях в течение двух месяцев. Животные одной группы оставались в водном аквариуме, второй — в аквариуме, из которого каждые несколько дней вода удалялась. Наконец, рыбы третьей группы жили у «берега» сухой поверхности, куда ученые время от времени их выгоняли и заставляли прыгать не менее трех минут, тыкая в них палочкой.

После такого кондиционирования авторы проверяли способности рыб всех трех групп находить лакомство, скрытое в водном лабиринте. И действительно, те из них, которые периодически оказывались «на суше», обнаруживали цель намного быстрее тех, что все два месяца оставались в аквариуме, полном воды. А дистанция, которую они при этом проходили, была короче.

Кроме того, ученые провели гистологическое исследование тканей головного мозга животных. Обнаружилось, что у представителей третьей группы, которые были вынуждены регулярно прыгать по поверхности, увеличены дорсолатеральные структуры мантии мозга — аналога коры больших полушарий у низших позвоночных.