27.04.2020
София Жаботинская
40 697

Палеонтологи рассказали о «самом опасном месте на Земле в ее истории»

3.7

Масштабный обзор окаменелостей, найденных на северной окраине пустыни Сахара, показал, что это место буквально кишело разнообразными хищными динозаврами.

Гряда Кем Кем
Горная гряда Кем Кем, в районе которой проводили свои исследования авторы работы / © Ibrahim, Kaoukaya et al., ZooKeys, 2020 / Автор: Lampronia Auxilius

Международная группа ученых опубликовала в журнале ZooKeys подробный обзор по ископаемым позвоночным, обнаруженным почти за сотню лет исследований в меловых скалах Кем Кем на юго-востоке Марокко. По словам авторов, эта работа «дает подробное представление об эпохе динозавров в Африке».

Ныне пустынный, 100 миллионов лет назад этот район был совсем другим. Здесь была разветвленная речная система, населенная большим количеством как водных, так и наземных животных. Тут среди прочих были найдены окаменелости трех самых крупных хищных динозавров, известных палеонтологам: восьмиметрового кархародонтозавра, длина зубов которого достигала 20 сантиметров, дельтадромеуса, отличавшегося необычно тонкими задними конечностями, а также нескольких гигантских птерозавров.

Судя по всему, этот регион просто кишел разнообразными хищниками. «Возможно, это было самое опасное место в истории Земли, — говорит ведущий автор работы Низар Ибрагим. — Место, где путешественник во времени продержался бы недолго».

(A) Малоберцовая кость и (B) реконструкция полного скелета дельтадромеуса / © Ibrahim, Kaoukaya et al., ZooKeys, 2020

По словам еще одного автора исследования Дэвида Мартилла, большинство здешних рептилий питались рыбой — в основном огромными протоптерами и целакантами, которые водились там в изобилии. По словам Мартилла, тогдашние целаканты были в четыре-пять раз больше нынешних целакантообразных рыб латимерий, вырастая до восьми-девяти метров в длину.

Окаменелость рыбы, найденная в окрестностях гряды Кем Кем в 1999 году / © Ibrahim, Kaoukaya et al., ZooKeys, 2020

Для изучения фауны «самого опасного места на Земле» ученые собрали огромные объемы данных из палеонтологических музеев в самых разных уголках земного шара. Обзор, в создании которого участвовали специалисты из британских, американских, канадских и марокканских университетов, стал самым масштабным исследованием ископаемых позвоночных Сахары с 1936 года. Тогда свою монографию на эту тему опубликовал немецкий ученый Эрнст Фрайхерр Штромер фон Райхенбах.

Ранее мы писали о том, что ученые из Тель-Авивского университета нашли следы иммунного заболевания в окаменелом хвосте динозавра, а палеонтологи из Рурского университета в Бохуме обнаружили свидетельства охоты птерозавров на кальмаров.