27.01.2020

Уникальная окаменелость сохранила свидетельства охоты птерозавров на кальмаров

Европейские палеонтологи обнаружили обломок зуба летавшего птерозавра, застрявший в окаменевшем теле древнего головоногого, чудом избежавшего гибели.

©Christian Klug

Птерозавры были одной из самых заметных групп летающих ящеров, предшественников современных птиц. Среди них несколько видов рода Rhamphorhynchus выделялись своими длинными, тонкими, но крепкими хвостами с кисточкой на конце. Основу рациона рамфоринхов составляла рыба, которую эти рептилии ловили, ныряя в воду и пользуясь длинной, вооруженной зубами пастью. Фрагменты рыбьих костей и чешуи нередко находят среди их окаменелостей.

Однако новый образец, изученный командой палеонтологов во главе с Рене Хоффманном (René Hoffmann) из Рурского университета в Бохуме, показал, что рамфоринхи охотились и на других морских обитателей. Останки головоногого, датированные возрастом около 150 миллионов лет, сохранили зуб схватившего его ящера. О них ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Уникальный образец был обнаружен в 2012 году близ баварского городка Айхштетт. Здесь, в старом известняковом карьере Зольнхофен (Solnhofen), находят многочисленные останки животных юрского периода, в том числе динозавров и птерозавров. В ту далекую эпоху эта ныне гористая местность была теплым тропическим мелководьем, усеянным небольшими островами.

Окаменелость кальмара Plesioteuthis с четким следом зуба птерозавра, застрявшего в его мантии / ©René Hoffmann et al., 2020

Разумеется, здесь процветали сообщества морских животных, на которых охотились птерозавры. Среди них палеонтологи и нашли великолепно сохранившийся образец 30-сантиметрового кальмара, принадлежавшего к ныне вымершему роду Plesioteuthis и сохранившего четкий след зуба хищного рамфоринха.

Похоже, птерозавр нырнул в погоне за моллюском, схватил его, но не смог вытащить и доесть. Добыча могла, например, оказаться слишком крупной и сильной для хищника либо находилась чересчур глубоко, и ящер не смог поднять ее на поверхность, оставив в мантии отломившийся зуб.