В окаменевшем хвосте динозавра нашли следы редкого заболевания иммунной системы — Naked Science
София Жаботинская

В окаменевшем хвосте динозавра нашли следы редкого заболевания иммунной системы

4.2

Древняя рептилия, найденная на территории современной Канады, имела то же иммунное заболевание, от которого сегодня в основном страдают дети.

Окаменелый позвонок динозавра в двух проекциях. Справа хорошо видно углубление, в котором была костная опухоль / Rotschild, Tanke et al., Scienctific Reports, 2020

Изучая останки динозавра, найденные на юге канадской провинции Альберта, исследователи из Тель-Авивского университета обнаружили окаменевшее новообразование в хвосте рептилии. Детальный анализ объекта показал, что динозавр мог страдать от лангергансоклеточного гистиоцитоза — редкого иммунного заболевания, которое встречается и у человека. Статья об открытии опубликована в журнале Scientific Reports.

При гистиоцитозе происходит активное размножение определенных типов иммунных клеток — гистиоцитов и эозинофилов — с их последующей инфильтрацией в различные ткани организма (зачастую в кости и легкие). Это приводит к образованию легочных инфильтратов, дисфункции печени, кроветворной и эндокринной системы. Чаще всего лангергансоклеточный гистиоцитоз поражает детей.

Один из распространенных симптомов патологии — костные опухоли, которые нередко образуются у больных детей в возрасте от двух до десяти лет. Одну из таких как раз обнаружили в ископаемых останках. Следы новообразования остались в виде полостей в двух хвостовых позвонках существа.

Благодаря микрокомпьютерной томографии, которая позволяет получать изображения с разрешением в несколько микрон, исследователям удалось воссоздать трехмерную структуру опухоли и питающих ее сосудов. Это позволило подтвердить, что новообразование было проявлением патологических процессов лангергансоклеточного гистиоцитоза.

Трехмерная реконструкция опухолей и сосудов в двух позвонках / © Rothschild, Tanke et al., Scientific Reports, 2020

Исследование показывает, что это заболевание не является уникальным для человека и существует как минимум 60 миллионов лет (таков примерный возраст окаменелости). Ученые отмечают, что их работа делает важный вклад в развитие эволюционной медицины. «Мы пытаемся понять, почему определенные болезни изменяются, чтобы выяснить их причины и разработать новые и эффективные способы их лечения», — говорит один из авторов работы Исраэль Гершкович.

Ранее на территории той же канадской провинции был открыт новый вид тираннозавра. А исследователи из Университета Огайо объяснили, как сосуды головы помогали охлаждаться крупным динозаврам.