21 февраля
1 575

Астрономы нашли самую широкую пару коричневых карликов

4.8

Коричневые карлики в двойной системе CWISE J0146-0508AB разделяет дистанция почти в 130 раз большая, чем расстояние от Земли до Солнца.

©NASA, ESA, A. Feild (STScI)

Коричневые карлики — объекты, занимающие промежуточное положение между звездами и планетами. Их массы лежат в пределах 10-80 масс Юпитера, не достигая и процента от солнечной массы. В недрах коричневых карликов протекают термоядерные реакции, но слишком слабые и недолгие, неспособные разогреть их до высоких температур и вызвать яркую светимость.

Как и многие звезды, коричневые карлики иногда образуют двойные системы, но из-за небольшой массы обоих объектов такие пары получаются довольно тесными. Поэтому система CWISE J0146-0508AB, в которой коричневые карлики разнесены практически в 130 раз дальше, чем Земля от Солнца, оказалась рекордсменкой. Об этой находке рассказывается в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters.

В поисках двойных систем коричневых карликов команда американских астрономов во главе с Эммой Софтич (Emma Softich) анализировала данные, которые были получены одним из проектов «гражданской» науки. В рамках Backyard Worlds: Planet 9 обычные люди, энтузиасты астрономии, могут изучать снимки телескопов в поисках новых коричневых карликов и других тусклых небесных тел. Среди таких кандидатов и была обнаружена система CWISE J0146-0508AB, и с помощью телескопов обсерватории Keck ученые провели за ней дополнительные наблюдения.

Слева — снимок CWISE J0146-0508AB телескопом WISE, на котором коричневые карлики слились в один, хотя и неровный, объект. Справа — снимок DES, на котором различимы оба карлика / Softich et al., 2022

Работа подтвердила, что CWISE J0146-0508AB — двойная система коричневых карликов, относящихся к спектральному классу L (из четырех спектральных классов таких объектов это второй по температуре). CWISE J0146-0508AB находится от нас в 130,5 светового года, в созвездии Кита, а саму пару разделяет рекордная дистанция, достигающая 129 а.е. (астрономических единиц, равных среднему расстоянию от Земли до Солнца), или почти 20 миллиардов километров.

«Широкие и немассивные системы, подобные CWISE J0146-0508AB, обычно распадаются еще на ранних этапах своей жизни, и то, что эта выжила, само по себе необычно», — отметил Адам Шнайдер (Adam Schneider), один из авторов новой работы. Кстати, пятеро участников проекта Backyard Worlds: Planet 9, которые первыми обратили на внимание на двойную CWISE J0146-0508AB, стали полноценными соавторами новой научной публикации.