Ученые выяснили, когда млекопитающие начали переходить к дневному образу жизни — Naked Science

Ученые выяснили, когда млекопитающие начали переходить к дневному образу жизни

Палеонтологи показали, что лишь после гибели динозавров ранние млекопитающие стали осторожно осваивать дневной образ жизни.

mammals0

Принято считать, что общие предки всех млекопитающих долгое время вели ночной образ жизни, что резко сдерживало их развитие. Палеонтолог, профессор Университетского колледжа Лондона Кейт Джонс (Kate Jones) и ее коллеги выяснили, когда именно наши далекие предшественники начали впервые выбираться на солнечный свет.

В статье, опубликованной журналом Nature Ecology & Evolution, ученые приводят результаты исследования 2415 видов современных млекопитающих. Для каждого из них были проанализированы данные по поведению и проведено моделирование вероятного образа жизни предков. Это позволило заключить, что переход к дневному существованию продолжался еще миллионы лет, а пика достиг во времена вымирания динозавров.

«Мы были крайне удивлены таким близким совпадением между исчезновением динозавров и началом дневной активности млекопитающих, – говорит один из авторов работы Рой Маор (Roi Maor), – но мы, не сговариваясь, приходили к одному и тому же результату, используя разные, альтернативные подходы к анализу».

Одними из первых (между 33 и 52 млн лет назад) этот шаг сделали предки приматов, точнее говоря, обезьян, которые к этому времени уже отделились от ряда сородичей, таких как лемуры или лори. Это может объяснять тот факт, что именно в этой группе млекопитающих адаптация зрения к дневному образу жизни получила максимальное развитие. Способности к различению цветов у нас не хуже, чем у птиц и других животных, никогда не оставлявших дневной образ жизни.

Предполагается, что ранним предкам млекопитающих ночной образ жизни помогал избежать конкуренции с рептилиями мезозоя, эпохи их расцвета, однако он же впоследствии задерживал их развитие, пока не произошел качественный скачок. «Мы не можем сказать, что именно вымирание динозавров привело к развитию дневной активности у млекопитающих, – добавляет Кейт Джонс. – Но в наших результатах мы видим ясную корреляцию».

Среди находок из знаменитого Олдувайского ущелья обнаружены зазубренный наконечник гарпуна и другие костяные инструменты, изготовленные еще 800 тысяч лет назад — скорее всего, представителями Homo erectus.

В Перу обнаружили отлично сохранившиеся останки лам и морской свинки. Поскольку на телах животных не выявили каких-либо смертельных повреждений, ученые сделали вывод, что их хоронили заживо, перевязав конечности веревками.

Давно выведенный из арсенала ВВС США, но продолжающий полеты F-117 сфотографировали с близкого расстояния.