26.08.2020

Динозавров, предположительно, тоже мучила межпозвоночная грыжа

4.2

До недавнего времени считалось, что межпозвоночные диски есть только у млекопитающих, в том числе у человека. Немецкие ученые выяснили, что это не так и подобные структуры возникали в процессе эволюции не раз. Оказалось, межпозвоночные диски были и у динозавров, однако позже пресмыкающиеся избавились от них из-за межпозвоночных грыж, которые так часто становятся причиной болей в спине у людей. Открытие важно — в том числе для медицины.

Скелет тираннозавра, который был грозен, но не защищен от межпозвоночной грыжи / ©upload.wikimedia.org

Исследование немецких ученых опубликовано в журнале Scientific Reports. Межпозвоночные диски играют роль связующего звена между позвонками и придают позвоночнику подвижность. Они представляют собой фиброзно-хрящевые образования из кольцевидных соединительных пластинок и студенистого ядра в центре между телами соседних позвонков.

Всегда считалось, что межпозвоночные диски характерны только для млекопитающих, но группа ученых под руководством специалистов из Боннского университета (Германия) обнаружила, что это заблуждение. У современных рептилий действительно нет межпозвоночных дисков: их позвонки, вогнутые спереди и выгнутые сзади, соединены специальными образованиями, напоминающими шаровидный сустав.

Тонкий участок позвоночника морской рептилии – мезозавра, жившей 290 миллионов лет назад, под микроскопом. В промежутке между двумя позвонками внизу фотографии видны остатки предшественника межпозвоночного диска / ©www.eurekalert.org

По словам доктора отделения палеонтологии в Институте наук о Земле Боннского университета и ведущего автора исследования Тани Винтрич, несмотря на общепринятую точку зрения, она давно сомневалась, что у динозавров не было межпозвоночных дисков. Ведь позвонки большинства динозавров, как и древних морских рептилий, очень напоминают позвонки людей — никаких следов шаровидных суставов в них она не наблюдала.

Чтобы разобраться в этом вопросе, доктор Винтрич вместе с коллегами из Кельнского университета и Фрайбергской горной академии исследовали останки 19 различных динозавров, а также кости других вымерших рептилий и ныне существующих животных. Выяснилось, что межпозвоночные диски у динозавров и морских рептилий все-таки были. Можно найти не только их следы, но даже окаменелые фрагменты самого хряща и других частей межпозвоночных дисков.

Таким образом, оказалось, что межпозвоночные диски — древнее изобретение эволюции, а не более позднее, как считалось до сих пор. Причем такие диски возникали у животных не один раз. «Причиной замены межпозвоночного диска может быть то, что он более уязвим к повреждениям, чем шарнирный сустав», — комментирует Таня Винтрич. То есть динозавры, вероятно, страдали от межпозвоночных грыж, как и люди.

Поскольку у млекопитающих такие структуры были всегда, это позволяет сделать вывод об ограниченной эволюционной гибкости этих животных и о том, что человеческое тело отнюдь не совершенно, а по его болезням можно судить о нашей долгой эволюционной истории. По словам ученых, выводы исследования важны и для получения более полной медицинской информации о человеке.