03.03.2021
2 709

Неандертальцы могли воспринимать и воспроизводить человеческую речь

5.1

Международная группа ученых выяснила, что неандертальцы обладали способностью к восприятию и воспроизведению человеческой речи. А еще, возможно, в их языке было много согласных звуков.

Неандертальцы могли воспринимать и воспроизводить человеческую речь / ©Getty images

Результаты работы опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution. Язык и лингвистические способности параллельной ветки человечества — неандертальцев — давний вопрос эволюции рода Homo (Люди). Еще в 1980-е годы в израильской пещере Кебара была найдена подъязычная кость неандертальца, изучение которой показало, что по своему строению она ничем не отличается от аналогичной кости современных людей.

Неизвестны и какие-то принципиальные различия в строении ротовой полости между сапиенсами и неандертальцами. Поэтому высока вероятность, что и те, и другие обладали примерно одинаковыми способностями к речи. Однако прямых доказательств того, что неандертальцы умели говорить в нашем понимании этого слова, нет, поэтому вопрос остается открытым.

Международная группа ученых, в которую вошли специалисты из университетов Алькалы (Испания) и Бингемтонского (США), а также Имперского колледжа Лондона, провели собственное исследование. Они использовали данные компьютерной томографии высокого разрешения. С ее помощью ученые изучали модель строения уха у сапиенсов и неандертальцев, а также их предков.

Кроме того, данные, собранные на трехмерных моделях, вводили в программу, разработанную в рамках слуховой биоинженерии. Таким образом антропологи смогли оценить слуховые способности рассматриваемых видов до 5 кГц, что охватывает большую часть диапазона звуков современной человеческой речи.

Результаты анализа показали, что неандертальцы лучше слышали и распознавали звуки в диапазоне 4-5 кГц, чем их предки. Для каждого вида удалось также вычислить частотный диапазон максимальной чувствительности — так называемую полосу пропускания. Модель, созданная для неандертальцев, показала, что они обладали более широкой полосой пропускания по сравнению со своими предками.

По мнению ученых, это говорит о том, что неандертальцы имели столь же сложную систему общения, как и современная человеческая речь. А еще исследователи предположили, что в речи наших «двоюродных» собратьев было большое присутствие согласных звуков.