16 апреля

Палеонтологи пересчитали тираннозавров

5.1

Согласно новым расчетам, за всю историю на Земле жили и умерли около 2,5 миллиарда тираннозавров.

©Blender Nation

Тираннозавры — пожалуй, самые знаменитые из динозавров, хотя их ареал был довольно ограничен и в пространстве, и во времени. Эти пугающие хищники жили в позднем меловом периоде, между 70 и 66 миллионами лет назад, на западе нынешней Северной Америки, которая в те годы была островом. Недавно ученые оценили общую численность тираннозавров, когда-либо существовавших на Земле. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

Чарльз Маршалл (Charles Marshall) и его коллеги из Калифорнийского университета в Беркли опирались на один из эмпирических принципов экологии — закон Дамута. Согласно ему, плотность популяции уменьшается с увеличением размеров тела примерно пропорционально массе тела в степени ¾. Иначе говоря, чем крупнее животное, тем больше пространства и ресурсов требуется каждой особи.

Авторы провели широкий анализ данных об останках тираннозавров и уточнили их средний вес — 5200 килограммов. Исходя из этой оценки были проведены расчеты плотности популяции по закону Дамута. С учетом известных цифр о скорости размножения и роста тираннозавров ученые показали, что в любой отдельно взятый период времени их численность не превышала 20 тысяч. Таким образом, количество тираннозавров, когда-либо живших на Земле, оценивается в 2,5 миллиарда.

Стоит заметить, что такое число может показаться довольно значительным только на первый взгляд. Для нескольких миллионов лет существования вида оно совсем невелико: для сравнения, людей сменилось уже больше 100 миллиардов, причем за куда меньший период времени. Также ученые подсчитали, что подверглись фоссилизации и сохранились в палеонтологической летописи останки лишь одного из примерно 80 миллионов тираннозавров, или одного из 16 тысяч, которые погибли в подходящих для этого процесса условиях.