01.07.2020
Мария Кривоченко

Светящийся краситель может помочь в удалении рака

Небольшой кусочек раковой ткани, оставленный хирургами после удаления опухоли, сильно повышает риск рецидива и распространения заболевания. Американские исследователи нашли способ этого избежать. Светящийся краситель поможет врачам увидеть, есть ли в теле пациента больные клетки.

Дэвид Холт из Пеннской школы ветеринарной медицины и его коллеги использовали контрастное вещество, чтобы помочь отличить раковую опухоль от нормальной ткани у собак с раком молочной железы. / © John Donges/школа ветеринарной медицины

Хирургический край — это граница, по которой прошел разрез во время удаления органа или опухоли. Цель операции — оставить чистый или отрицательный край, то есть вырезать и опухоль, и небольшое количество ткани вокруг нее, чтобы больные клетки точно не сохранились в организме. При оценке того, насколько успешно прошла операция, могут возникнуть проблемы — современные методы ненадежны и отнимают много времени.

Группа ученых из Университета Пенсильвании в США вместе с командой из Медицинской школы Перельмана и Сунилом Сингалом из Центра точной хирургии в онкологическом центре Абрамсона предложила использовать краситель, который светится под ближним инфракрасным светом. Они взяли одобренный американским Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) краситель indocyanine green (ICG). В течение нескольких лет они с его помощью отделяли здоровые ткани от раковых во время операций на животных. Ученые считают, что ICG накапливается в опухолях, потому что просачивается через быстрорастущие в них кровеносные сосуды. Выводы опубликованы в журнале Plos One.

«Проведение такого рода исследований имеет два основных преимущества, — говорит Дэвид Холт, ветеринарный врач и старший автор работы. — Собаки служат отличной моделью для рака молочной железы человека, но мы можем принести и реальную пользу животным».

Они удалили опухоли молочной железы у 41 собаки; владельцы животных дали согласие на участие в экспериментах. Операций шли в обычном режиме, но за день до этого все животные получили инъекцию ICG. Хирурги под ближним инфракрасным светом обследовали раны и хирургические края, чтобы найти следы красителя. Они не смогли обнаружить «грязные» края и заметили, что такой метод позволяет увидеть рак, распространившийся на лимфатические узлы. «Мы показали, что можем идентифицировать как дренирующие лимфатические узлы, так и лимфатические узлы с метастатическим заболеванием», — говорит Холт.

Сегодня для определения дренирующих, или “сторожевых”, лимфатических узлов в грудную клетку человека вводят радиоизотопы. «Если использовать средства визуализации в ближнем инфракрасном свете (например, ICG), радиотерапия не потребуется. “Если бы мы могли сделать инъекцию перед операцией, которая выявила бы только потенциально проблемные лимфатические узлы, то избежали бы большого риска либо удалить их слишком много, либо оставить те, в которых есть метастатическое заболевание», — объяснил Холт.

Исследования эффективности и безопасности этого метода продолжаются. Но врачи считают, что в будущем он сможет помочь пациенткам с раком молочной железы, которые хотели бы сохранить грудь после операции.