17.12.2022
Анна Новиковская
1 856

Австралию объявили «родиной слонов» и всех остальных плацентарных млекопитающих

5.0

Австралия хорошо известна как родина самых необычных млекопитающих на планете. Однако теперь австралийские ученые заявили, что этот южный континент — далекая прародина всех современных плацентарных и сумчатых, откуда они отправились покорять мир около 126 миллионов лет назад.

Кости первых млекопитающих — всего лишь обломки целых скелетов / ©Australian Museum

Ученые долго полагали, что первые терии — живородящие млекопитающие, куда входят сумчатые и плацентарные виды, — эволюционировали в Северном полушарии. В качестве доказательств этой точки зрения приводились богатство фауны млекопитающих на северных континентах и большое количество найденных там окаменелостей.

Однако изучив окаменевшие кости ранних териев, живших на Мадагаскаре, в Южной Америке и Индии, исследователи пришли к выводу, что в Южном полушарии живородящие звери появились без малого на 50 миллионов лет раньше, чем в Северном. Это означает, что их далекую прародину стоит искать не в Евразии или Северной Америке, а среди южных континентов.

Изучив окаменелости млекопитающих, найденные в Австралии, палеонтологи пришли к выводу, что у них много общего с современными териями и их юрскими предшественниками, жившими в основном в Южном полушарии, на территории суперконтинента Гондвана. По-видимому, прямые предки териев зародились около 180 миллионов лет назад на юге, и только в раннем меловом периоде, примерно 126 миллионов лет назад, они проникли в Северное полушарие.

Сразу после прибытия терии стали весьма разнообразны и многочисленны: благодаря своим уникальным зубам, способным крайне эффективно обрабатывать пищу, они заняли множество экологических ниш, потеснив с них своих дальних родственников — примитивных млекопитающих.

Китайская эомайя долгие годы поддерживала теорию евразийского происхождения териев, но что, если она сама была лишь потомком путешественников из Австралии? / ©en.wikipedia.org

Иронично, но, добившись успеха на других континентах, в Австралии плацентарные млекопитающие практически исчезли, и ко времени появления на материке человека там жили только несколько видов рукокрылых и грызунов. Впрочем, усилиями людей разнообразие австралийских плацентарных стремительно возросло, и теперь одичавшие кошки, лисы, кролики и крысы — одна из главных угроз для выживания уникальных австралийских животных.

Исследование опубликовано в журнале Alcheringa: An Australasian Journal of Palaeontology.