• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
05.10.2021
Александр Березин
60
11 254

­Американские ученые утверждают, что «проклятие демократии» замедляет экономический рост и наращивает число жертв коронавируса. Но они ошибаются

5.1

В 2001-2020 году демократические страны нашей планеты показали более низкие темпы экономического роста, чем недемократические, но с примерно тем же уровнем подушевого ВВП. Кроме того, у демократий коронавирусная эпидемия привела к куда большему количеству жертв, чем в КНР, Вьетнаме и других густонаселенных «недемократиях». Значит ли это, что у демократического устройства есть какие-то изъяны? Или причины их экономического и противоэпидемического отставания совсем не те, что кажутся?

©Nikkei

Экономические проблемы демократии — и ее коронавирусный провал

Исследователи из Йельского университета обобщили данные о росте ВВП в разных странах мира за 2001-2020 годы и обнаружили, что чем выше находилась та или иная страна по индексам демократии, тем медленнее росла ее экономика. Чтобы надежно убедиться, что картина не определяется какими-то случайными факторами, авторы применили регрессионный анализ. Однако выводы вида «демократия ведет к меньшему экономическому росту и большему числу жертв от коронавируса» не зависели ни от численности населения, ни от базового ВВП, ни от каких-либо иных количественных параметров, кроме демократии или ее отсутствия.

Причем эта ситуация сохранялась, даже если выкинуть все остальные факторы, влияющие на рост, или убрать из расчетов самую быстрорастущую крупную недемократическую страну — Китай.

Даже расчеты, учитывающие более низкую базу подушевого ВВП многих недемократических стран, не изменили картину. Дело не только в том, что темпы роста ВВП ряда богатых недемократий были выше, чем у демократий. Демократии с невысоким исходным подушевым ВВП в XXI веке тоже росли в среднем медленнее, чем недемократии.

В попытке отсеять сторонние факторы, способные влиять на экономический рост, исследователи даже проверили группы государств по средней температуре и осадкам — и точно так же не нашли корреляций. Страны в одном климате развивались в среднем быстрее, если были недемократическими. Средний возраст жителей на это тоже никак не влиял.

Авторы работы попробовали понять, чем это вызвано, взглянув на то, как именно уровень демократии (измеренный по индексам) влияет на те или иные макроэкономическое параметры страны. Оказалось, что сильнее всего демократия влияет на долю инвестиций в ВВП, то есть на то, какая часть экономических ресурсов вкладывается в наращивание производственных мощностей — а равно и связанной с ними инфраструктуры.

В той же мере, что и инвестиции, демократия ограничивала рост внешней торговли. Причем как экспорта, так и импорта — у недемократий сходного экономического уровня внешняя торговля росла быстрее. Это, скорее всего, логичное следствие более высокого уровня инвестиций. Ведь чтобы нарастить экспорт, инвестиции объективно нужны, а без роста экспорта трудно увеличивать и импорт.

Если воспринимать выводы новой работы как верные, получится, что демократия в ряде случаев может быть объективно вредна. Осталось только выяснить, так ли это / ©ThePrint

С отрицательным влиянием демократии на коронавирус все еще проще. Как уже отмечал и Naked Science, Китай, Вьетнам и ряд других недемократических государств осуществляли жесткие карантинные меры с самого начала эпидемии, в то время как демократические государства такие меры в основном провалили. В итоге уханьцы сидели по квартирам считаные недели в начале 2020 года, после чего Китай вернулся к нормальной жизни, а в США от коронавируса до сих пор умирает пара тысяч человек в сутки. Если бы КНР имел подушевую смертность уровня США, там бы сейчас гибло по восемь тысяч в сутки, в то время как на практике эти цифры близки у нулю.

Возникает вопрос: значит ли это, что у демократий все плохо? Ученые полагают, что это не обязательно: не исключено, пишут они, что в долгосрочной перспективе у демократий все будет лучше, чем у недемократий. Просто вот в эти двадцать лет что-то у них «не сложилось». Тут, пожалуй, самое время вспомнить известную цитату экономиста Кейнса по сходному поводу:

«Эта «долгосрочная перспектива» — плохой помощник в текущих делах. В долгосрочной перспективе все мы умрем».

Далее Кейнс поясняет, что рекомендация экономистов должна помогать в краткосрочной перспективе — в противном случае от экономистов будет слишком мало пользы.

Впрочем, у авторов из Йельского университета есть и практический вывод: надо бы демократиям научиться принимать пусть жесткие, пусть непопулярные, но зато эффективные решения. Это и экономике поможет, и борьбе с коронавирусом, считают они.

На первый взгляд, исследование выглядит довольно качественно сделанным: ученые учли разные факторы, и то, что они нащупали, действительно кажется не простой корреляцией «меньше демократии — больше экономического роста», а причинно-следственной связью.

И тем не менее, о реальной причинно-следственной связи говорить, возможно, преждевременно. 

Сперва о коронавирусе: точно ли демократии плохо справляются?

Авторы работы, вслед за многими на Западе, считают, что способность государства бороться с эпидемиями определяется его способностью принять жесткие карантинные меры на раннем этапе эпидемии. У этой позиции есть две основные слабости.

И вот первая из них. Проблема тезиса «демократии плохо справляются с коронавирусом» заключается в том, что определения демократии, на самом деле, не всегда позволяют четко установить, какая страна является демократической, а какая нет.

Например, если в Сингапуре вы нанесете граффити в общественном месте, вас будут бить палками по ягодицам, а потом посадят в тюрьму. Теми же палками бьют за проступки местных военнослужащих, школьников и заключенных в тюрьме. Страной при этом правит сын ее первого премьера, а правящая партия (основанная тем же премьером) без перерывов остается таковой с самого возникновения государства. Телефонные разговоры граждан прослушиваются. Их интернет отслеживается, а за мужеложство положена тюрьма (и туда за это вполне сажают). А вот «неправильные» (с точки зрения властей) публикации в прессе там — дефицит, потому что… ну, вы уже поняли.

Нынешний премьер Сингапура оперативно утвердил ревакцинацию для всех (и сам сделал ее среди первых). Понятно, что от этого его граждане будут лучше защищены от коронавируса, чем жители США, где ревакцинации для всех еще нет. Но причем тут демократия, если вспомнить, что Израиль запустил ревакцинацию даже раньше Сингапура? / ©Wikimedia Commons

При этом если мы определяем демократию как государство, где «назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов», — то Сингапур вполне реальная демократия. На выборах есть формальная оппозиция, хотя она никогда и не выигрывала. Опросы показывают, что набранные правящей партией на выборах голоса вполне реальны, и что тюрьму за мужеложство, прослушку и все остальное реально одобряет большинство избирателей. Судя по косвенным данным, избиратели считают, что если бы их правительство было менее жестким, оно не смогло бы обеспечить крайне низкую преступность, высокоразвитую экономику, доступное жилье, беспробочность и ряд других плюсов местного ландшафта.

Несмотря на явное одобрение властей сингапурскими избирателями, в проекте V-Dem, чьи данные используют авторы работы, Сингапур — не демократия. Как мы видим, в современном мире вас могут не отнести к демократии, если большинство избирателей поддерживает нормы, не принятые в тех странах, которые традиционно считают демократиями. 

Уже поэтому вывод вида «недемократии справляются с коронавирусом лучше демократий» нужно воспринимать с огромной осторожностью.

Второй узкий момент — идея авторов из Йеля, что «недемократические страны лучше подавляют эпидемию потому, что могут применить более жесткие меры». Но в реальном мире вполне есть и западные страны, применяющие очень жесткие противоэпидемические меры. Вот ролик из явно демократической Австралии, где женщина без маски отказалась показать документы полиции:

Да, полицейский держит за горло женщину относительно мягко и аккуратно — иначе она не могла бы кричать, что он ее душит. Однако это все равно производит сильное впечатление, особенно с учетом того, что полицейский (как и все его коллеги на видео) трагически плохо подготовлен к физическому насилию, из-за чего может сделать опасную для жизни женщины ошибку в любой момент. Готовность к таким опасным мерам косвенно демонстрирует серьезную жесткость местной власти. Полицейскому после этого ничего не было, а а женщина отправилась под суд.

Вопреки комментариям к этому видео на Youtube, утверждающим: «Австралия и Новая Зеландия — это авторитарные полицейские государства», все ровно наоборот. Австралия и Новая Зеландия — безусловные демократии. Это видно и по их индексу V-Dem, и по всем формальным критериям демократии.

Не права и американская пресса, утверждающая: «Австралия продала слишком много своей свободы» в борьбе с коронавирусом. Американские журналисты просто недостаточно представляют себе жизнь в Австралии и до пандемии. Там уже десятки лет камеры следят за людьми на каждом углу, штрафы и лишения прав за нарушения ПДД самые жесткие в мире, а требования полиции лучше выполнять сразу — иначе будет как в ролике выше. 

Итоги этой политики заметны. Если в семидесятые для съемок «Безумного Макса» нанимали членов реальных банд байкеров — ситуация с законопослушностью позволяла им абсолютно натурально изображать отрицательных героев фильма без лишних трат на каскадеров и актеров — то теперь в мире почти нет дорог безопаснее австралийских.

Демократию делает демократией не то, насколько внимательно камеры следят за гражданами, и не то, насколько жестко полиция берет вас за горло. Демократия (по крайней мере, для индекса V-Dem) — это определенный  ряд формальных признаков, которые у Австралии есть. Реальность «страны кенгуру» лучше описывает другое американское СМИ: «Половина страны в локдауне, ее границы по-прежнему закрыты. Но большинство австралийцев готовы к этим жертвам».

Общее количество смертей от коронавируса на миллион человек населения в разных странах (за все время пандемии) / ©OurWorldInData

Как можно было догадаться по видео выше, в Австралии действительно драконовские ограничения во время пандемии. Итог предсказуем: подушевая коронавирусная смертность в десятки раз ниже, чем у таких демократий, как Германия, США, Великобритании. И в дюжину раз меньше, чем в такой недемократии, как Куба. Получается, дело никак не в том, что демократия мешает борьбе с эпидемиями. Дело в том, что «одни из вас играют в шахматы хорошо, другие играют плохо». И никакая демократия «не изменит этого соотношения сил».

С другой стороны, отсутствие в стране демократии никоим образом не превращает ее в хорошо переносящую коронавирус. Например, и по индексу V-Dem, и по принятым на Западе формальным признакам Россия — не демократия. Однако избыточная смертность в период пандемии у нас ужасна. И, как справедливо отмечает глава Минздрава Мурашко, вся она вызвана коронавирусом. По избыточной смертности на миллион человек мы в разы опережаем любую демократию — даже такую, как США.

Те же демократии, что умеют брать свое население за горло, логичным образом вообще не испытывают никакой избыточной смертности — точнее, она там отрицательная (почему при эффективных карантинных мерах смертность падает ниже нормы, NS писал в этом тексте). Важно отметить другое: избыточная смертность в демократиях австралийско-новозеландского типа оказалась даже ниже, чем в такой образцовой недемократии, как Сингапур.

Избыточная смертность за время коронавирусной пандемии. В России, где карантинных ограничений практически нет, она огромна. В Германии, где они сильны, куда меньше. В Австралии и Новой Зеландии, где карантинные меры драконовские, избыточной смертности нет вообще: люди умирают реже, чем до начала эпидемии, причем именно из-за карантинных мер, снизивших смертность от многих факторов, прямо не связанных с коронавирусом / ©OurWorldInData

Все описанное выше указывает на то, что в среднем демократические страны действительно недостаточно жесткие, чтобы предотвратить пандемию современного типа. Но это вина не демократии как таковой, а исключительно местных культурных традиций. В России полиция не берет за горло людей без масок, и в Штатах тоже. Поэтому бессмысленно ожидать, что у них от пандемии смертность упадет, как Австралии или Новой Зеландии.

Даже недемократическому Сингапуру не удалось пройти эпидемию без избыточной смертности. А вот демократическим Австралии и Новой Зеландии — вполне / ©OurWorldInData

Напротив, можно уверенно прогнозировать: и в России, и в США от коронавируса погибнет по миллиону человек, то есть еще до наступления весны у нас будут сотни тысяч дополнительных смертей к тем 0,7 миллионам, что уже есть сейчас.

Но, скорее всего, демократическое или авторитарное политическое устройство страны здесь совершенно не при чем. Это вопрос эффективности властей, а вовсе не того, как именно их выбирают — и выбирают ли их вообще.

Почему так медленно растут демократические экономики наших дней?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва задать другой: а почему вообще растут экономики? Очевидно, что это не происходит по упрощенным схемам имени Адама Смита, в рамках которых одни народы умеют лучше производить одно, а другие — другое, и достаточно начать свободную торговлю, чтобы они начали процветать за счет специализации на своих сильных сторонах. В том же Китае 30 лет назад почти ничего не умели производить хорошо. Купленные там носки окрашивали ногу в радикально черный цвет, молнии не застегивались — а производства по-настоящему сложных изделий и вовсе почти не было. Не было у КНР никаких сравнительных преимуществ почти ни в одной из отраслей, где она сегодня лидер.

Даже низкие зарплаты не были преимуществом: во Вьетнаме и Гондурасе и тогда зарплаты были ничуть не выше. Да и нет никакого толку от низких зарплат. Как знает любой, кто пробовал научить чему-то низкооплачиваемых работников, пока ваша рабочая сила неопытна — она почти бесполезна, даже если почти бесплатна. Все китайские сравнительные преимущества были созданы тяжелейшим трудом китайских бизнесменов, инженеров — и государства, которое жесткой рукой регулировало свою экономику эти тридцать лет.

В 1991 году стартовые позиции Китая в области производства и технологий были хуже, чем у СССР (второй экономики тогдашней планеты). Тем не менее, безо всякой массовой приватизации Китай стал мировым экономическим лидером, а страны б/СССР, с массовой приватизацией, заняли в новом мире несопоставимо более скромные позиции./ ©Wikimedia Commons

Более реалистичный взгляд на вещи сообщает: экономики растут тогда, когда у них есть массовый платежеспособный спрос, а равно и разумное сочетание из бизнесменов-производственников, готовых работать для его удовлетворения. Ну и государства, готового проследить за тем, чтобы бизнесмены удовлетворяли его честно, без монопольного сговора или олигопольного эффекта.

Взглянем с этих позиций на крупнейшие экономики демократических стран — США, Японию, Великобританию. Бизнесмены — есть. Государство нужного качества — когда как, достаточно вспомнить олигопольный эффект в американской медицине или цены на недвижимость в Японии. Но, все же, в основном тоже есть — в большинстве отраслей регулирование нормальное.

Но вот одной вещи там не хватает. В этих странах очень слабо растет массовый платежеспособный спрос. Может быть, дело в том, что уровень потребления там такой высокий, что дальше уже расти некуда? Ничуть не бывало: большинство молодых людей в США еще с докоронавирусных времен не могут съехать от родителей, им не хватает денег на свое жилье. Последний раз такое было чуть ли не во времена Великой депрессии. Дома в США стоят столько, что только на удовлетворении этого спроса можно существенно поднять экономический рост. Ну и потом, вселяясь в дом, люди неизбежно приобретают много новых вещей — опять же стимулируя спрос.

Япония? Очень похожая картина: огромное количество людей — уже в 2003 году пресса писала о десятке миллионов — живет с родителями, даже если зарабатывает очень приличные деньги. Вне Японии это объясняют какими-то загадочными извивами восточной души, но местная пресса считает, что все как и в США: нет денег. В Южной Корее молодежи сложнее найти работу, в Японии чуть проще, потому что там появилась ранее редкая для этой страны договорная работа и работа на полставки. А вот на нормальную работу на завод, как у их отцов, — да и в офис тоже — попасть очень и очень сложно. Ее просто слишком мало. Низкооплачиваемый работник на полставки не может себе позволить довольно дорогое местное жилье. Он бы и рад купить его, потом купить туда технику и машину — но на все это у него нет денег.

Мы не будем рассматривать здесь все демократические экономики, но подобная картина в Великобритании, Германии (более 40% людей 18-35 лет живет со своими родителями), и много где еще.

Естественно, что в Китае, где массовый платежеспособный спрос населения растет как на дрожжах, и экономический рост куда быстрее. И даже не важно, что общий разброс доходов бедных и богатых там очень велик. Для роста массового спроса важна не доля доходов бедных в общих доходах страны, а только то, что доходы бедных растут не медленнее, чем доходы богатых. А с этим в КНР все в порядке.

«Демократический» спад инвестиций: симптом, а не причина медленного роста

На первый взгляд, ситуация кажется странной. Такая демократическая страна, как США, печатает деньги триллионами. Почему ее гражданам их не хватает на жилье? Китай же не печатает, и его граждане, тем не менее, от родителей съезжают.

Ответ на этот вопрос довольно прост. В США действительно непрерывно растет денежная масса. Но с 1980-х доходы лиц без высшего образования там упали, равно как и у лиц с высшим образованием, но без магистерской степени. Почти весь рост доходов населения уходит верхним 20% населения (как правило, домохозяйства там возглавляют с магистерской степенью). Доходы среднего класса в лучшем случае не растут, а тех, кто победнее — вообще падают.

Доля национального богатства, принадлежащего различным слоям населения США. Самые богатые 10% владеют верхней частью графика. Слой от 51 до 90% — средней. Самые бедные 50% населения располагают только нижней частью графика. Само по себе это не было бы проблемой, если этот перекос в последние десятки лет не нарастал бы столь стремительно, блокируя возможность для быстрого экономического роста / ©Wikimedia Commons

А экономике для роста нужен массовый платежеспособный спрос. Немассовый ей не поможет: «верхние» 20% населения не могут жить сразу в пяти домах, купить по пять стиральных машин или покупать бензина как пять реднеков из глубинки, ездящих на древних пикапах. Точнее, могут, но исключительно редко, и погоды такие уникумы не делают.

Авторы из Йеля верно указали, что демократические экономики имеют — в наши дни! — меньшую долю инвестиций в ВВП. Но, они указали на симптом, а не на причину. Настоящая же причина в том, что «когда доходы населения стагнируют или падают… в экономике нет достаточного количества спроса, чтобы можно было поддерживать результативные инвестиции».

Демократические экономики с 1980-х годов не могут обеспечить быстрый рост именно массового платежеспособного спроса. Их экономисты часто на это жалуются, но толку от их жалоб нет: ситуация устойчива и никак не меняется со временем. Все плоды экономического роста получает меньшинство, а на меньшинстве быстрого экономического роста не будет. 

Разумеется, так не было всегда. С 1940-х и до самого конца 1970-х в США был экономический рост, и доходы большинства населения росли. Именно так большинство населения этой страны к 1970-м смогло заселиться в отдельно стоящие загородные дома, ездить на своей машине — и все это при в основном неработающих женах.

Сейчас большинство жен — у кого они еще остались, конечно, потому что доля людей в браке в современных обществах постоянно падает — работают. Но даже на зарплату двух человек (вместо одного ранее) найти деньги на свой дом у большинства не особо получается.

Как может не хватать денег в странах, где печатают деньги?

Почему раньше было так, а в последние 30 лет в демократиях стало иначе? Почему основная часть роста доходов населения в демократических странах раньше уходила к большинству населения, а теперь уходит к меньшинству? На этот счет есть много теорий. Некоторые, совсем конспирологические, утверждают, что раньше демократиям нужно было конкурировать с мировой социалистической системой, где измеряемые в деньгах доходы были распределены относительно равномерно. А как СССР закончился, нужды дополнительно подкармливать плебс у западных элит не стало, и они принялись изымать прибавочную стоимость в свой карман.

Но это вряд ли. Дело в том, что период, когда рост доходов населения уходил в основном богатым, а бедным оставалось всего чуть-чуть, на Западе уже был. В 1920-1930-е годы именно так и возникла Великая депрессия. Строго говоря, сегодня последствия зажима массового спроса были бы сходными — ведь уровень неравенства в тех же США буквально вернулся в 1920-е — но на помощь пришли «новые технологии» в области экономики.

Доходы 10% самых богатых в США как доля от национального дохода этой страны. Хорошо видно, что уже к 2010 году она достигла уровня 1929 года — точки, которая сделала неизбежной Великую депрессию / ©Wikimedia Commons

Попросту говоря, ФРС печатает доллары, да и Европейский ЦБ в кризис это делает. В 1920-е это привело бы к высокой инфляции, а сегодня довольно простая формула позволяет ее избежать даже при печати триллионов. В итоге Великой депрессии нет — но и роста спроса печатью денег не добиться. Они уходят всем тем же «верхним» 20% общества, а те физически не могут потребить больше продуктов, чем уже потребляют. Сколько ни закачивай в экономику, это не может быстро поднять массовый спрос в условиях, когда массы не могут поднимать свои доходы с той же скоростью, что и богатые.

Разумеется, в 1920-1930-е нужда в успокоении народных масс в демократических странах была намного больше, чем при позднем СССР. Революционные потрясения Первой мировой были живы в памяти, и коммунисты считались острой угрозой даже в США, которые, надо признать, тогда серьезно лихорадило в социально-экономическом смысле. В 1980-е коммунистические идеи уже давно не были особо популярны на Западе. Несмотря на это, в двадцатых-тридцатых доходы небогатых людей в демократических странах стагнировали — и начали расти только со Второй мировой.

Сейчас у демократических стран действительно есть серьезная конкуренция. В СССР экономика была нерыночной и не могла быть серьезным конкурентом демократиям на хозяйственном поле.

А вот Китай — другая история. Там рынок, и игроки оттуда последовательно теснят западные компании чуть ли не во всех возможных отраслях. Промышленное производство КНР объективно больше, чем у любой демократической страны. И это большая проблема: пример успеха недемократий серьезно подрывает традиционную идею «демократия ведет к благосостоянию». Если верить исследователям из Йельского университета — нет, уже не ведет. Напротив, замедляет.

Впрочем, верить кому бы то ни было на слово не стоит. Всегда лучше проверить — что мы и сделаем.

Вы не можете управлять машиной, если не умеете ее водить

В теории, демократия должна успешно работать с ситуациями, когда доходы меньшинства растут, а большинства — стагнируют. Ведь в ней же власть принадлежит народу!

Но практика тем и хороша, что часто не совпадает с теорией. Допустим, вы купили машину, но не знаете, что у нее есть педали, ну, не попались они вам на глаза. Какую именно из ручек надо крутить чтобы ехать вперед, а какую — чтобы остановиться? Может, вот эта круглая ручка в середине приборной панели — газ? Или вот эта?

Сходные ситуации часто возникают в реальной политике. Население западных стран хочет, чтобы его государство боролось с глобальным потеплением и выбросами СО2 — каждый пятый британский ребенок буквально видит кошмары, вызванные этими чудовищными событиями.

Но населению (не то что его детям) неоткуда узнать, что каждая десятая съеденная им калория возникла благодаря этим событиям. Ему неоткуда узнать, что как минимум каждая шестая тонна биомассы на планете возникла из-за них же. Никто не расскажет им, что от всего этого засухи и наводнения не стали сильнее, но расширяются леса и растут урожаи.

В результате получается следующее: избиратели хотят помочь природе — для чего и выбирают зеленых — а в реальности народные избранники в конечном счете нанесут природе ущерб, уменьшив ее биомассу за счет декарбонизации и заставив человечество расширить пашню, дополнительно тесня дикие растения и животных.

Можно ли в такой ситуации сказать, что мы наблюдаем демократию? Формально все ее элементы налицо: избиратель озаботился спасением мира, и вот уже зеленые стали третьей партией в Германии по числу голосов. И мы еще вполне можем увидеть, как станут первой.

На деле демократия в этом случае работает как машина, где на водительское место посадили пятилетнего ребенка. Даже если ему сказали, где педали, он не сможет одновременно и доставать до них, и наблюдать за дорогой (мы проверяли). Нормально он не поедет — и хорошо, если резвый дошкольник не навредит себе. Нечто подобное, собственно, мы и наблюдаем после введения углеродного налога в ЕС в этом году.

Причем важно понимать: ребенок в этой ситуации — не избиратель, и даже не выбранные им политики. Ребенок тут — политическая система в целом, начиная с ее консультантов. Тех, кто, как ученые-экономисты, направляют общее развитие ситуации в экономике, направляют общее развитие природоохранных усилий человечества.

Во времена Великой депрессии считали, что достаточно дать власть специалистам, чтобы дела в экономике наладились. Современная экономическая ситуация в США показывает: да, до Великой депрессии американские специалисты в области дело не доведут. Но и темпов роста недемократических стран от них ждать не стоит / ©authentichistory.com

Экономика — это тоже наука, и она чрезвычайно сложна. Экономисты в своих статьях говорят на языке, которые не понимают даже их коллеги-экономисты из соседней области. Типичный избиратель в принципе не знает, что происходит внутри головы типичного макроэкономиста. Даже если ему это записать на бумагу — без серьезной подготовки он ничего не поймет.

Между тем, именно там, в головах макроэкономистов, на самом деле, решают, как общество будет жить сегодня, завтра, или через двадцать лет. Управлять идеями, доминирующими среди людей, регулирующих макроэкономику, средний избиратель не может. Как не может, например, управлять подводной лодкой или атомным реактором. Он может только верить тому, что ему говорит специалист. А тот, разумеется, говорит, что все делает по последнему слову науки, ну, или техники.

Реальная причина несуществующего «проклятья демократии»

Как хорошо видно из графика выше, с 1940-х и до начала 1980-х в США самые богатые 10% населения имели лишь треть всех доходов. А в 1929 и после 2010 года — примерно половину. Это огромная разница: одна шестая национального дохода ушла из карманов массового потребителя в карманы тех, кто уже просто не знает, куда их девать. Дорога в такой глубокий карман — часто путь в один конец: богатый вкладывает деньги в актив, но не тратит на личное потребление. Надо признать, что график скорее приукрашает действительность: если взять верхние 20%, то будет еще хуже. Сходная картина наблюдается для Европы и демократических стран в целом, о чем есть целая книга.

Сам собой возникает вопрос: отчего до и после этого периода такое резкое неравенство, тормозящее рост, а во время — заметное выравнивание доходов, ускоряющее рост?

Со снижением неравенства во Вторую мировую все понятно: война на чужой территории часто приводит к подобным результатам. Массовые заказы на оружие вызвали дефицит рабочей силы и потребовали повышения зарплат. Высокие налоги на прибыли корпораций изымали избытки средств у богатых и снова пускали их на военные заказы — чтобы выплатить еще больше зарплаты рабочим военных заводов.

А вот на рубеже 1970-1980-х все резко изменилось. В моду — на смену кейнсианству, экономическим взглядам, требовавшим массовой занятости и снижения неравенства — с конца 1970-х в вошел неолиберализм, связываемый с именами Фридмана, фон Хайека и фон Мизеса. Уже к началу XXI века стало ясно, что неолиберальная политика дерегуляции сильно и жестко ударила по здравоохранению в США. Другой тезис неолибералов, резкое снижение прогрессивности налогообложения, означал, что богатые стали отдавать в бюджет куда меньше своих доходов, чем раньше. А вот средний класс и бедные — столько же.

Чудес не бывает: чтобы при снижении налоговой нагрузки на богатых бюджет не лопнул, его пришлось пополнять все большим количеством гособлигаций. Те брали деньги частных инвесторов, изымали их из экономики — но взамен выплачивали инвесторам (уже богатым людям) заметные проценты. И государство надолго стало спонсором владельцев крупных капиталов, которых раньше так донимало прогрессивной налоговой шкалой.

Само собой, в недемократическом зарубежье — читай, Китае, Вьетнаме, и тому подобных — переход к неолиберализму был невозможен. Он попросту противоречил идеологическим основам этих государств. Китай не может позволить себе стагнацию доходов большинства на фоне богатеющего меньшинства. Иначе его население будет ощущать отрыв слов своего как бы коммунистического руководства от его дел.

Американская пресса может сколько угодно рисовать карикатуры на тему того, что государство помогает богатым стать еще богаче, а бедным не мешает беднеть. Но они никак не могут это изменить: сложные вопросы нельзя решить голосованием, тут надо работать головой, а это тяжело при любом политическом строе / ©medium.com

Можно ли с этим что-то сделать? Казалось бы, разве избиратели не могут заставить свои правительства пересмотреть неолиберальный экономический курс? Нет, ничего сделать нельзя. Вновь процитируем Кейнса:

«Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь усопшего экономиста прошлого».

Рабами, конечно, не в том смысле, что нас кто-то обязывает действовать так, как считали нужным давно умершие Фридман, Хайек и фон Мизес. Напротив: мы сами, добровольно, следуем за экономистами, воспитанными на идеях этих людей. Мы сами считаем этих экономистов специалистами, которым мы должны доверять.

Никакого другого выхода у нас нет: массовый избиратель не разбирается в экономической теории достаточно, чтобы понять, в чем именно неправы вышеупомянутые нобелевские лауреаты-неолибералы. Даже если он видит, что его доходы сорок лет подряд не растут — что вряд ли, потому что за количественными параметрами в экономике избиратель 40 лет подряд не следит — то это ничего не даст. 

Обратив свои претензии по этому поводу к неолиберальному экономисту, он немедленно услышит содержательную лекцию о том, что для стагнации его, избирателя, доходов, была масса объективных причин. Или институты у вас в стране какие-то неправильные (даже если вы живете в США или Японии), или сами вы недостаточно конкурентоспособны, не хотите переквалифицироваться из учителя в программисты, и так далее. Понять, прав экономист или нет, может только тот, кто потратил уйму времени на изучение экономики. Само собой, массовый избиратель так не сделает.

Поэтому все, что избирателю остается — это слепо доверять им и тем, кто усвоил их идеи, и теперь считается специалистом в области макроэкономики. Иными словами, беда демократических экономик не в избирателе: беда в специалистах, а равно и том, что избирателям не хватает научных знаний, чтобы понять, что нанятые на его деньги специалисты в данном случае заблуждаются.

Выходит, Кейнс был прав. Мы живем в мире, развитие которого определяется идеями людей, ученых, создателей крупных теорий. Люди на улице не осознают этого, но в России не будет заметного экономического роста, пока идеи, доминирующие у наших экономистов, не сменятся. Люди в демократических странах не осознают этого, но их экономический рост будут отставать от недемократических стран до тех пор, пока доминирование неолиберальной экономической мысли не сменится какой-то другой системой взглядов. Новой модной среди экономистов концепцией, которая позволит снизить неравенство доходов до уровня все тех же демократических стран, но 1940-1970-х годов — а не 1990-2020-х.

Возможна ли подобная смена модных экономических теорий? Конечно: мода на них, как и на фасоны одежды, приходит и уходит, она не бывает вечной. Но надо отчетливо понимать, что в экономике цикл смены моды намного длиннее. Снова процитируем все того же английского ученого: «В области экономической и политической философии не так уж много людей, поддающихся влиянию новых теорий, после того как они достигли 25- или 30-летнего возраста». То есть экономисты, единожды усвоив свои взгляды, как правило, уже не пересматривают их. Чтобы в моду вошли новые взгляды, экономисты-носители текущих должны умереть от старости. Большинство из ныне живущих обычных людей, соответственно, к тому времени тоже умрет.

А это значит, что демократические страны — а равно и те недемократические, что склонны к неолиберальным идеям и поэтому медленно наращивающие доходы большинства населения — еще очень долго будут расти медленнее недемократических.

Вот только демократия в этом никоим образом не виновата. Ложные экономические идеи овладевают умами ученых-экономистов регулярно, всю человеческую историю. В России и Китае XX века неверные идеи Маркса и его последователей надолго превратили экономическую историю этих стран в хождение по мукам. После 1991 года веке у русских ту же роль сыграл новый импортированный набор идей — так называемый неолиберализм. Как мы видим, ни отсутствие демократии, ни ее предположительное наличие в 1990-х никак не защищают экономистов от заимствования неверных идей. Оно возможно при любом политическом режиме.

Вообще, глядя на экономическую историю последнего полувека, несложно заметить, что дело вообще не столько в режимах, сколько в экономической науке.

В Сингапуре все еще бьют людей палками по ягодицам, а страной правит сын ее первого правителя. В соседней Малайзии ни то, ни другое невозможно, но экономика кратно слабее — хотя еще в 1960-х их уровень был весьма близок. В Японии демократии еще больше, чем в Малайзии — но в последние тридцать лет экономического роста нет вообще, из-за чего малайцы примерно вдвое сократили разрыв в подушевом ВВП с японцами.

Иностранные недемократии с графика за три десятка лет увеличили свой ВВП как минимум в несколько раз. Демократии с графика этого не смогли. Вот только причем тут форма власти, если в серьезных вопросах содержание всегда важнее формы? Кстати, судьба нашей страны на том же графике иллюстрирует это нагляднее наглядного / ©OurWorldInData

Демократия, при всех ее плюсах или минусах, не делает ваших экономистов умнее. Между тем, развитие экономик зависит именно от них — а вовсе не от избирателей или политиков, чье образование только и позволяет, что верить экономистам на слово. Без реальных шансов на то, чтобы понять, кто из них может привести к экономическому росту, а кто — только к стагнации.

Пока что экономику прилично знают только экономисты. А раз так, то ни демократия, ни ее отсутствие вам не помогут: кости в этой игре бросаете не вы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 13:48
Университет «Дубна»

В поле внимания ученых университета «Дубны» оказался Z-бозон — фундаментальная частица слабого взаимодействия. Они провели анализ различных вращательно инвариантных величин с помощью экспериментальных данных по рассеянию мезонов на фиксированной мишени из вольфрама. Результат анализа — их хорошая согласованность с теоретическими предсказаниями: качественно показано, что инварианты не изменяются при вращении системы отсчета, в которой рассеиваются частицы. Это значит, что такие инварианты можно с высокой точностью применять в будущих научных исследованиях, связанных с поиском новых частиц и проверкой теоретических моделей.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

60 Комментариев

Я с помощью вас и некоторым материалам наверно понял ситуацию. Чтобы был экономический рост должно быть несколько элементов: 1. Контроль за людьми, чтобы они соблюдали правила, изучали нужное государству, работали, у них были семьи минимум с 2-3 детьми; 2. Должны быть адекватные специалисты во всех областях, которые должны тратить всю жизнь на самосовершенствование и должны всем управлять жёстко; 3. Должны быть ресурсы сырьевые, земельные, человеческие, люди должны быть логически правильными генетически, но гораздо важнее их такими сделать любыми способами, а они должны понимать, что это благо. 4. Зарплаты людей должны соответствовать необходимому минимуму для развития промышленности и их правильной жизнедеятельности, для этого должны быть зарплаты достаточные, а излишки зарплат можно направить на строительство предприятий и проведение исследований; 5. Должны быть технологии и развиваться наука, в технологической и образовательной сфере лидировать, при чём цель нужные, необходимые знания; 6. Страна должна не дать наживаются на себе спекулянтам, для этого можно сделать торговлю только товарами, акции сделать невозможным продать, сделать так, чтобы акции довели менее 10% чистого дохода с предприятия, а остальное инвестировалось в предприятие и исследования, можно сделать сложным вывод инвестиций, например покупка иностранной валюты в 2 разы выше продажи, не дать инвестировать в страну враждебным, чужим капиталам, продовать товар за границей, эти деньги привозить в свою страну и там менять при справедливом экономическом курсе на свои, местные деньги местным, кто непосредственно туда едет, а можно просто запретить убыточные производства, но сделать все производства своими, то есть если выгоднее добывать газ, нефть, уголь, древесину, то добывают их, а не кремний и так далее на СЭС, из-за того, что резкие изменения напряжения на проводах слишком опасны, данные виды не выгодны, также производить натуральные продукты, строить дешёвые дома, то есть дома по стоимости местного сырья+рабочая сила и так другие товары, при том, что товары для местных рынков они должны быть дешёвыми, но продаваться за границу по максимальной цене. Также можно привязать кредиты в банках к инфляции, что её замедлит или стабилизирует в нужные значения, тогда она будет постоянной, при этом нужно уменьшить обесценивание денег, Ловать кредиты с маленькими процентами к уровню инфляции(1•100%+%инфляции+1-10%) и так далее. Нужно вкладывать средства только в стоящие научные проекты, не занимается бессмысленными, вернее заниматься ими, но для теории на минимум нужных средств. И таким образом всё будет тяжело, но хорошо. Я согласен признать отсутствие личных данных, но частичное сохранение свобод даже тогда необходимо, в крайнем случае, чтобы те, кто не хочет делать прививки могли изолироваться от общества и другие подобные случаи. При этом я за ужесточение тяжёлых преступлений, например за калеченье минимум изоляция, повышенная работа и стансы боли, а за намеренное убийство или заказ—пытки и смерть, за мелкие преступления штрафы,иза незначительные выговоры, за средние отработка в заключение с сохранением прав, но с лишением права избирать, частично выбирать. И тогда будет безопасно и хорошо. Свобода—это когда ты знаешь, что ты можешь жить и не боятся, что тебя кто-либо убъёт, пркалечит. Дороги надо оградить, уменьшить колличестве лёгкого транспорта на человека, увеличить качество продукции и уменьшить колличество, ведь это экономически выгодно, при уменьшении ресурсов увеличение качества. Спасибо за статью!
    Владимир
    16.01.2022
    -
    0
    +
    И экономика должна развиваться для людей, которые на неё работаю, с также для части мира, который можно использовать для технологического роста и для присоединения к данной экономики на подобии Евросоюза, только без права выхода и при полном объединении, но зато улучшится жизнь людей, в которых вложились и их можно присоеденять только при достаточных качествах людей.
ai77 .
07.01.2022
-
0
+
Прочитал с большим интересом. На мой взгляд (не специалиста) статья замечательная. Автору большой плюс.
Насколько я понял современный экономист вроде Чубайса окончив университет и уверовав раз и навсегда в неолиберальные экономические идеи стремится привести "рынок", а по факту жизнь целой страны в соответствии со своими идеями. Обратная связь в этом случае не работает.
-
0
+
В целом статья очень хорошая 1. По поводу Китая спорный момент в плане, можно ли ему верить по поводу погибших от короновируса. У него может быть и миллион человек, а Китай может это количество, на самом деле не такое большое для такой страны перевести в раздел не родившихся. Не случайно, рождаемость в Китае очень сильно сократилась даже с довольно сильным сокращением до 2020-го, в 2019. Она, рождаемость упала с 14 до 12 млн человек при смертности в 10 млн, что есть норма (7.4 человека на 1000 это немного). В любом случае мы увидим в ближайшее время, год-два - "отрицательный рост" как у нас говорят, а просто говоря - превышение смертности над рождаемостью. 2. Про Россию правильно заметили, в этом году у нас превышение смертности над рождаемостью будет в 900 тысяч человек.P.S. И да по поводу того что в США все деньги забирает прослойка в 10-20% населения. Не вижу в этом ничего плохого. Учитесь на биолога, инженера, огромная просто широчайшая прослойка IT-специалистов - разработчики, тестировщики. В крайнем случае врач, стоматолог. Или если про тяжелую работу вспомнить - водитель дальнобойщика. Если будут эти профессии то будет вам от десяти тысяч долларов в месяц, ну а налоги в зависимости от штата разные. Да, есть перекосы, но у нас супербогатые совершенно небольшая прослойка, менее 1% - пропагандисты, высшие силовики (простые силовики и полиция - это не более одной тысячи долларов, гроши по меркам западного мира), а так же ну вы сами понимаете - приближенные к власти.P.P.S. И ещё замечание - деньги просто так не печатаются. "Страна которая печатает деньги" - сама фраза ошибочна. Если просто печатать деньги - они просто обесценятся. Россия тоже может печатать деньги - но это не значит, что все все сразу станут богаче или эти деньги равномерно распределяться среди всех жителей страны.
    Александр
    09.04.2022
    -
    0
    +
    "И да по поводу того что в США все деньги забирает прослойка в 10-20% населения. Не вижу в этом ничего плохого. " Вы не видите -- а американцы видят, и очень этим недовольны. И, конечно же, они правы. " И ещё замечание - деньги просто так не печатаются. "Страна которая печатает деньги" - сама фраза ошибочна" США просто печатают деньги, и это факт.
Constantine Mankov
08.10.2021
-
0
+
Отличная статья! Вот это: "А экономике для роста нужен массовый платежеспособный спрос. Немассовый ей не поможет: «верхние» 20% населения не могут жить сразу в пяти домах, купить по пять стиральных машин или покупать бензина как пять реднеков из глубинки, ездящих на древних пикапах. Точнее, могут, но исключительно редко, и погоды такие уникумы не делают." необходимо выделить красным цветом и большим шрифтом. Это мое глубокое убеждение последние 20 лет. Пока власть и деньги имущие не поймут, что народ должен быть платежеспособен, экономика в стране не будет развиваться. Когда дворник сможет себе позволить каждые три года менять авто, купить жилье, и еще при этом инвестировать в экономику, то есть иметь достаточные сбережения для инвестиций, а не только нал в матрасе, тогда и будет экономический рост. А самое главное, чего не понимают "владельцы заводов и пароходов", это что рост экономики приведет к росту их же доходов. А пока они просто зажимают деньги у себя.
Vlad Vul
06.10.2021
-
0
+
Автор - видный представитель зимбабвийской школы экономики, провалы его рецептов его не смущают. Спрос для любой экономики - вся планета, чем успешно воспользовался Китай, проведя неолиберальные реформы. А позвольте узнать про те самые деньги которые якобы утекают к самым богатым, по вашему Безос и Маск по вечерам придя с работы ныряют в бассейн с долларами? Это чушь, у них кэша вряд ли больше чем у нас с вами. Эти дутые миллиарды - всего лишь оценка их активов. Сумма весьма виртуальная.
    Александр
    06.10.2021
    -
    0
    +
    "Автор - видный представитель зимбабвийской школы экономики, провалы его рецептов его не смущают." То, что вы не можете понять тексты автора, не делает его представителем чего бы то ни было. Учитывая, что автор никогда даже не выступал за "печатание денег", легко видеть, что вы фантазируете на его тему. Как и не тему его "рецептов", которых. справедливости ради, он за жизнь не изобрел вообще ни одного. "Спрос для любой экономики - вся планета" Если бы изучали экономику нормальным образом, то знали бы, что это не так: сколько-нибудь серьезно превышение экспорта над импортом без стерилизации профицита платежного баланса ведет к резкой ревальвации по образцу Японии 80-х, с соответствующим падением ценовой конкурентоспособности местных производителей -- и последующей стагнации. Из которой та же Япония не может выйти 30 лет. Именно поэтому без роста массового внутреннего спроса экономики заметных размеров подолгу расти не могут. "чем успешно воспользовался Китай, проведя неолиберальные реформы." Забавно наблюдать, как люди считают экономику, где доходы бедных растут с той же скоростью, что и у богатых, цены на электричество, многие ресурсы и проч. регулируются государством "неолиберальной". Да что там: Китай вплоть до Теслы даже не разрешал иностранцам иметь контрольный пакет в китайской компании. Или вы не знали, что идеи неолибералов отрицают госконтроль за всеми этими параметрами? "А позвольте узнать про те самые деньги которые якобы утекают к самым богатым, по вашему Безос и Маск по вечерам придя с работы ныряют в бассейн с долларами? В тексте же написано -- нет. Они их не тратят. В этом-то и проблема. "Это чушь, у них кэша вряд ли больше чем у нас с вами. Эти дутые миллиарды - всего лишь оценка их активов. Сумма весьма виртуальная." Это только у в головах у жителей б/СССР рыночная капитализация -- сумма дутая. Те, кто интересуются темой знают, что тот же Безос выводит в кэш более миллиарда в год, и т.д. Вы реально выводите в кэш миллиард в год? Главное, какое отношение ваш вопрос вообще имеет к тексту выше? Никакого?
    +
      ещё комментарии
      Vlad
      07.10.2021
      -
      0
      +
      Я точно помню как вы топили за безудержную печать денег. Рад что вы отказались от этой идеи, вероятно, при виде инфляции в США. "превышение экспорта над импортом" вовсе не обязательно при неолиберальном скачке - импорт тоже растет. Факт в том что азиатские тигры поднялись на экспорте, глупо это отрицать.И следовательно ваши камлания на повышение внутреннего спроса как условие роста -- левацкая демагогия.Или вы будете утверждать что рост экономики Сингапура обусловлен внутренним спросом всех двух с половиной его жителей? "Забавно наблюдать, как люди считают экономику, где доходы бедных растут с той же скоростью, что и у богатых" это характерно для неолиберальных реформ. При регулируемой экономики деньги поступают в основном тем кто близок к регуляторам " цены на электричество, многие ресурсы и проч. регулируются государством "неолиберальной". вот как начали регулировать, так и кончилось китайское чудо. Фабрики без света сидят. "тот же Безос выводит в кэш более миллиарда в год" ну так он их и тратит на ракеты, вопреки вашим утверждений что чахнут над златом и стерилизуют.
        Александр
        08.10.2021
        -
        0
        +
        "Я точно помню как вы топили за безудержную печать денег" Вы точно помните то, чего точно никогда не было. ". Рад что вы отказались от этой идеи," Никогда от нее не отказывался, потому что никогда ее не имел. Причина, по которым вы помните то, чего не было, в том, что вы, если я верно поняли, даже близко не смогли понять то, что я вам говорил относительно М2. Вы не могли понять, что расширение М2 происходит без того, что вы называете "печатанием денег", и неразрывно связано с экономическим ростом в любой стране, в принципе. без исключений. "вовсе не обязательно при неолиберальном скачке - импорт тоже растет". Если импорт растет на равне с экспортом, то быстрый экономический рост за счет внешней торговли идти не может -- потому что баланс не меняется. "Факт в том что азиатские тигры поднялись на экспорте, глупо это отрицать". Факт состоит в том, что на экспорте подниматься долго нельзя -- что и показывает нам последние 30 лет Япония. Глупо это отрицать. Южная Корея и даже Китай в последние 20 лет растут в первую очередь за счет внутреннего спроса (достаточно сравнить рост профицита их платежного баланса и рост внутреннего спроса). Глупо это отрицать. "И следовательно ваши камлания на повышение внутреннего спроса как условие роста -- левацкая демагогия". И следовательно ваша идея о возможности длительного роста без внутреннего спроса -- проявления элементарного незнаний реалий азиатских экономик, "Или вы будете утверждать что рост экономики Сингапура обусловлен внутренним спросом всех двух с половиной его жителей?" Повторюсь: вы не знаете реальность азиатских экономик. В Сингапуре живет 5,5 миллионов человек, а не два с половиной, gрофицит платежного баланса там ниже 30% от местного ВВП, его доля уже давно не растет -- а рост все еще идет. И основная часть роста, разумеется, уже давно приходится именно на внутренний спрос. соотношение экспорта к ВВП в Сингапуре за последнюю дюжину лет упало на 20%, и сейчас находится на уровне 1980-х: https://www.macrotrends.net/countries/SGP/singapore/exports Рост идет никак не за счет наращивания экспорта, а за счет роста внутреннего потребления. "Забавно наблюдать, как люди считают экономику, где доходы бедных растут с той же скоростью, что и у богатых" это характерно для неолиберальных реформ. " Ничего подобного. Для неолиберальных реформ характерно то, что показано на графиках выше в США, или происходило с доходами в Великобритании, и т.д. Нет _ни одной_ страны с неолиберальной экономической платформой, где неравенство после ее внедрения не выросло бы. "При регулируемой экономики деньги поступают в основном тем кто близок к регуляторам" Вас не смущает существование КНР, США 1940-60-х, Сингапура? Ах, да, вы же считаете Китай, с его регулируемыми ценами на энергию и ресурсы (а также запретом иностранцам владеть китайскими предприятиями) "неолиберальным", я и забыл. Тогда, само собой, США 40-60-х у вас тоже "неолиберальные", и даже Сингапур, где подавляющее большинство жилья строит государство, и вообще госвмешательство огромно и пронизывает все стороны жизни -- тоже "неолиберальный". Забавно. "вот как начали регулировать, так и кончилось китайское чудо. Фабрики без света сидят." Вам стоило бы узнать хоть что-то о темах, которые вы комментируете. В КНР всегда, с самого возникновения этого государства, цены на энергию и основные ресурсы регулируются, в постоянном режиме. Китайское чудо все произошло именно при регулируемых ценах на означенные вещи. И уж конечно оно не "кончилось" -- рост экономики КНР по преженему самый высокий среди всех крупных экономик современного мира. Несмотря на дефицит угля. К слову -- в ЕС сейчас экономические проблемы от нехватки энергоносителей с нерегулируемыми ценами сейчас больше, чем в Китае. "тот же Безос выводит в кэш более миллиарда в год" ну так он их и тратит на ракеты, вопреки вашим утверждений что чахнут над златом и стерилизуют." И опять вы не смогли понять того, что я пишу. В тексте выше не написано про "чахнут над златом". Там написано, что миллиардеры не тратят эти деньги на личное потребление -- и это факт. А трата их на ракеты и иные непотребительские товары. Чем больше вкладывается в непотребительские товары при ограниченном спросе на потребительские -- тем ниже в экономике мультипликатор, и тем ниже темпы ее роста. Про стерилизацию вы вообще ничего не поняли: стерилизацию денмассы проводят в России. В США, напротив, деньги печатают, ив больших масштабах. Не стоит путать проблемы в головах российских экономистов с американскими реалиями. Миллиардеры деньги не стерилизуют -- и я такого не писал. Они лишь выводят их из потребления, чем наносят ущерб экономике совсем по другому сценарию (упомянуто снижение мультипликатора). То, что вы не можете отделить одно от другого, показывает, что экономика -- не самая сильная часть ваших знаний.
          Vlad
          08.10.2021
          -
          0
          +
          ну если вы против кредитной эмиссии центробанка то я с вами полностью согласен, как и экономисты австрийской школы. Факт что азиатские тигры включая Китай выросли и окрепли на экспорте до того как внутренний спрос хоть сколько-то вырос. При этом импорт был существенным, но состоял в основном из станков, сырья и комплектующих. Кроме того, иностранные инвестиции (которые охотно идут в либерализуемые экономики) могут доволно сильно исказить торговое сальдо в пользу роста импорта (станки везут а продукции на экспорт ещё нет)Все экономики находятся на некоторой шкале от регуляции к свободному рынку, и сторонники каждого подхода пытаются объяснять рост (if any) своей теорией.Но вы не можете отрицать что весь наблюдаемый рост экономик вызван исключительно снижением регуляций и ни одна экономика не выросла увеличив регуляции. Рост Китая обусловлен снижением регуляций от 100% до допустим 30% но по мере роста зарплат его конкурентоспособность и рост снижается, требуя дальнейшей либерализации. Это называется "ловушка среднего дохода" - когда исчерпала возможность роста но правительство отказывается уменьшать регуляции дальше, и в результате рост останавливается.
    Иван
    06.10.2021
    -
    0
    +
    А посмотрите корейскую "Игру в кальмара" для меня например было шоком как организаторы шоу легко набрали всяких нищебродов среди казалось бы благополучных южнокорейцев. Людей настолько увязших в долгах, что даже "игра на расстреляние" отпугнула не многих. Понятное дело это кино, однако на пустом месте такие сюжеты не родятся.
    +
      ещё комментарии
      Vlad
      07.10.2021
      -
      0
      +
      предложите игру с миллионными призами, многие вполне благополучные люди к вам придут. Это не говорит об их нищете только о глупости
Xosh Amadam
06.10.2021
-
0
+
Хороший материал. Т.е. всё, как обычно. Качество управления важнее формы (и, тем более, её названия), а склонность к сектантству и технократическому мышлению ведёт в тупик на сколь-нибудь значительном временнОм отрезке. Остаётся только надеяться, что смена парадигм произойдёт именно в нужном направлении, потому что, как известно, нет такой ситуации, которая не могла бы существенно ухудшиться...
Georgiy Sedov
06.10.2021
-
0
+
Самое забавное в этой статье то, что в т.н. демократиях никакой реальной демократии нет давным-давно. Что не мешает им рассказывать про диктатуры, totalitarizmЪ и прочее.
    Xosh
    06.10.2021
    -
    0
    +
    Вопрос, что такое "реальная" демократия. Видимо, бывает ещё и "нереальная"? И для заполнения матрицы должны быть ещё "реальная недемократия" и "нереальная недемократия"? Синг - отличный пример, да. Мугабе тоже вполне демократически избран, и политика его отражала чаяния избирателей. И за Гитлера голосовали, ему верили и его экстатически поддерживали. Есть некая Идея Демократии, вполне абстрактная и, в общем, малоприменимая по прямому назначению из-за этой своей абстрактности. А есть люди, которые хотят и могут её использовать в своих интересах - sensu stricto или sensu lato, не так и важно, смысл-то один, плющить и давить конкурентов.
Andrey Zlot
06.10.2021
-
0
+
Короче, нет у диктатур никаких преимуществ. Даже Китай экономически растёт за счёт западного(а не коммунистического) строения экономики. Да и в странах типа Китая и России плохую статистику показывать непатриотично.
    Александр
    06.10.2021
    -
    0
    +
    " Даже Китай экономически растёт за счёт западного(" Называть рынок западным вряд ли оправданно: он возник не на Западе. Более того, политические режимы, где он возник впервые (и на Западе тоже, кстати), были намного жестче, чем КНР, Сингапур и т.д. Называть строение экономики КНР западным тоже не стоит: там совсем иная доля госсобственности среди производителей, и регулируются абсолютно все цены на э/э, тепловую энергию и многие виды сырья. В западном мире ничего такого нет -- см. цены на газ в ЕС, например. Но да, преимуществ у т.н. диктатур бесспорно нет "Да и в странах типа Китая и России плохую статистику показывать непатриотично." Вы реально думаете, что Китаю нужно подкручивать статистику в области экономики или ковида? Вас не беспокоит, что вы пишете эти слова на устройствах, сделанных в Китае? Они тоже "фейк"?
Старые статьи были куда лучше и понятнее. Текущие выглядят как бред сумасшедшего. Огромную широту исследования пытаются запихнуть в маленькую статью. Есть предложения которые требуют уточнения и пояснения, а без них выглядят как личное мнение автора. Часто (во всех статьях что я читал в день выхода были) попадаются орфографические ошибки, что сильно мешает читать. Самая, однако, большая проблема это размытие логической последовательности доказательства. Я не знаю как правильно писать научно популярные статьи, но я точно знаю что они имеют главной целью донести до читателя сложный набор фактов и идей простыми словами. Текущие статьи Березина с этим не справляются.
    Max Brown
    07.10.2021
    -
    0
    +
    Так и что же теперь, вообще статей по экономике в прессе не публиковать? В ней невозможно "донести до читателя сложный набор фактов и идей простыми словами", это вам не квантовая физика какая-нибудь. Я без иронии, кстати. Если бы экономика была чем-то простым, то мгновенно нашлись бы люди, готовые заплатить другим людям достаточно денег за то, чтобы экономика чем-то простым быть перестала.
    +
      ещё комментарии
      S.
      08.10.2021
      -
      0
      +
      « то мгновенно нашлись бы люди, готовые заплатить другим людям достаточно денег за то, чтобы экономика чем-то простым быть перестала.» Так оно и есть. Как только изобрели деньги и их производные. Экономика на самом деле очень проста. Расплодив сущности, создавая новые инструменты, индексы и т. д. , некоторые люди получили возможность управлять другими. — У нас пять золотых. Так? Пять на два не делится? Не делится, да? Попробуем разделить... на пять! Получается… один! Получай! ©️ А суть экономики буквально - правило ведения ДОМАШНЕГО хозяйства.
    Иван
    08.10.2021
    -
    0
    +
    Заходите на попмеханику там теперь все статьи коротенькие "простыми словами" Что меня например бесит. Уж слишком попсово получается. Зато в коментах тишина)) ну о чем там спорить когда в статье одни выводы без доказательств.
-
0
+
Идея массового спроса как двигателя роста выглядит развитием идеи денежного стимулирования. Осталось решить вопрос с возможным удовлетворением спроса импортом, который, видимо, предлагается ограничивать в административном порядке + занижением курса. И все бы хорошо, но, для России, я все еще не вижу людей/заводы без работы, чтобы рост был не бумажным. Пример строительства отличный - массовый спрос, который приводит к росту цен, а рост объемов дальше расти уже не может. Правительство РФ уже реализует предложенную программу в максимально возможном объеме.
    Лев
    06.10.2021
    -
    0
    +
    Мысль о том, что масса прибыли важнее нормы прибыли почти так же стара и справедлива, как политэкономия. В хрестоматийном афоризме Даннинга все переврано с точностью до наоборот, а правильно будет так: абсолютное большинство граждан согласятся надежно вложить капитал уже при 5 процентах годовых свыше инфляции, немалая часть особо предприимчивых рискнет им при 20 процентах, 50 процентов прибыли заставят очень немногих рисковать даже головой, еще какая-то часть из них за дивиденд, равный капиталу, пойдет на преступление, и лишь единицы не остановятся перед нарушением всех законов за «сам три».
    Александр
    06.10.2021
    -
    0
    +
    Я очень надеюсь, что это мой последний комментарий, устал уже, честно. Но все же. "Идея массового спроса как двигателя роста выглядит развитием идеи денежного стимулирования. " Между ними нет ничего общего. Денежное стимулирование предполагает намеренное увеличение денмассы государством, в то время как для массового платежеспособного спроса это не нужно. Рыночная экономика сама обладает достаточными внутренними механизмами (мультипликатор, банковские кредиты) для такого роста -- если в ней нормально распределены доходы населения по его слоям, разумеется, то есть, если доходы нижних 80% по динамике не сильно отстают от доходов верхних 20%. "Осталось решить вопрос с возможным удовлетворением спроса импортом, который, видимо, предлагается ограничивать в административном порядке + занижением курса." Ничего подобного. В США 1942-1970 года массовый спрос рос, а торговый баланс оставался положительным. Нет никакой нужды в регулировании импорта при развитии экономики, ориентированный на массовый спрос. И никогда не было, потому что никаких других методов достижения устойчивого роста все равно нет -- но к опережающему развитию импорта они в подавляющем большинстве случаев не ведут. Ваша мысль о том, что импорт при массовом спросе почему-либо должен расти опережающими темпами основана, видимо, на том, что вы не мыслите массового платежеспособного спроса без печати денег ЦБ/государством -- выше я пояснил, почему между этими вещами нет связи. "И все бы хорошо, но, для России, я все еще не вижу людей/заводы без работы, чтобы рост был не бумажным." Съездите в провинцию, на заводы. Загрузка промышленных мощностей в стране была низкой и до ковида: "Средний уровень загрузки производственных мощностей, по оценке опрошенных руководителей, в июле 2019 г. в добыче полезных ископаемых составил 69%, в обрабатывающих производствах — 64%, а в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха — 58%", а сейчас еще ниже. Но какое это имеет отношение к России? В России, при имеющихся у нее экономистах -- какой бы низкой не была производственная нагрузка местных предприятий, см. девяностые, когда она была даже чуть ниже, чем сегодня -- не будет серьезного роста за счет массового платежеспособного спроса: он невозможен, из экономики постоянно извлекаются и стерилизуются значительная часть денмассы. То, что написано выше, относится не к России, а к странам совсем с другими (по взглядам) )экономистами. "Пример строительства отличный - массовый спрос, который приводит к росту цен, а рост объемов дальше расти уже не может" Вы не подскажете, если массовый спрос приводит только к росту цен, а не росту объемов, то как так получилось. что в КНР за последние 20 лет объем подушевого строительства вырос в разы? Как так получилось, что в США 40-60-х рост цен в строительстве не опережал инфляцию, а рост объемов строительства при этом был колоссальным? Российский строительный рынок находится в ненормальных условиях, отсутствующих в КНР, США 40-60-х, Сингапуре и проч. Поэтому вы зря его с ними сравниваете. Если китайские строители стали бы массово строить жилье так, как это делают в нашей стране -- у них тоже цены росли бы намного больше объемов. Но они строят совсем иначе, разумеется. "Правительство РФ уже реализует предложенную программу в максимально возможном объеме." Правительство РФ никогда не сможет развивать строительство в нашей стране в максимально возможных _с производственной точки зрения_ объемах. И не только потому, что не знает, как это делать (то есть не в курсе основных проблем, тормозящих расширение предложения в строительной отрасли, если бы у этой отрасли вдруг возник бы по-настоящему массовый спрос, по типу американского в 1940-1960-х), но и потому, что это объективно не позволяют доходы населения (то есть потому, что, для начала, при таких доходах действительно массовый платежеспособный спрос тут не возникнет).
    +
      ещё комментарии
      Иван
      06.10.2021
      -
      0
      +
      Я, в свою очередь, надеюсь, что вы будете радовать меня комментариями еще долгие годы. "Между ними нет ничего общего. Денежное стимулирование предполагает намеренное увеличение денмассы государством, в то время как для массового платежеспособного спроса это не нужно. Рыночная экономика сама обладает достаточными внутренними механизмами (мультипликатор, банковские кредиты) для такого роста -- если в ней нормально распределены доходы населения по его слоям, разумеется, то есть, если доходы нижних 80% по динамике не сильно отстают от доходов верхних 20%." + "В России, при имеющихся у нее экономистах -- какой бы низкой не была производственная нагрузка местных предприятий, см. девяностые, когда она была даже чуть ниже, чем сегодня -- не будет серьезного роста за счет массового платежеспособного спроса: он невозможен, из экономики постоянно извлекаются и стерилизуются значительная часть денмассы. " Вы тут не видите противоречия? Я правильно понял идею, что массовый спрос не зависит от денежного стимулирования, но легко падает от денежного ограничения? И далее "если бы у этой отрасли вдруг возник бы по-настоящему массовый спрос" То есть спрос в жилищном строительстве упершийся в ограничения предложения был недостаточно показателен и в качестве модельного примера не подходит. Допустим. Просьба тогда описать, а как предполагается добиться распределения доходов, которое вызовет нужный стабильный массовый, не вызванный денежным стимулированием, спрос?
        Александр
        08.10.2021
        -
        0
        +
        "Вы тут не видите противоречия? Я правильно понял идею, что массовый спрос не зависит от денежного стимулирования, но легко падает от денежного ограничения?" Нет, не совсем правильно. Я сказал другое: рост массового спроса может идти без "денежного стимулирования" (если вы имеете под ним ввиду печать денег государством или его ЦБ). Потому, что М2 может расширяться за счет действий частного сектора. Но это происходит только если государство не научилось извлекать из экономики значительную часть ее денмассы. В России государство этому научилось -- за последний год извлечено и направлено в резервы 86 млрд долларов. например. Рыночная экономика в норме сама может расширять М2, без государства. Но если государство будет извлекать из экономики больше М2, чем эта экономика может создать, то роста реального М2 не будет. А без него экономический рост невозможен чисто технически. "как предполагается добиться распределения доходов, которое вызовет нужный стабильный массовый, не вызванный денежным стимулированием, спрос?" Смотря где. В США -- нужно предпринять налоговые меры, возвращающие страну к 40-60-м, то есть реально обложить налогами более состоятельных сильнее, чем менее состоятельных. У нас в этом нужды в общем-то нет, достаточно просто не вынимать из экономики деньги нынешними темпами, направить их на что-то банальное, типа массового строительства автодорог а-ля план Эйзенхаура, и нормальной девелоперской застройки а-ля Сингапур, только загородной, в значительной степени (то есть, под контролем ограничений со стороны государства, иначе цены будут бессмысленно высокими, а объем строительства при этом - довольно маленьким). Такие программы сами по себе увеличат количество средств у нижних 80%, потому что верхние 20% на стройку не пойдут. Разумеется, чтобы нижние 80% туда пошли тоже нужны будут серьезные меры -- от программ переквалификации и подъема труда строителей до ограничений на въезд для трудовых мигрантов. Впрочем, это все разговоры в пользу бедных, потому что реально ничего из этого не будет -- некому этим заниматься.
    Constantine
    08.10.2021
    -
    0
    +
    Не просто "массового спроса", массовый спрос есть всегда, а "массовый платежеспособный спрос". Это две большие разницы. От того, что у человека нет денег, он не перестанет хотеть есть. Спрос-то есть, а платежеспособности нет.
    Владимир
    16.01.2022
    -
    0
    +
    Он предлагает зарплаты держать не на завышено уровне, а на уровне требуемом для нормального функционирования людей, тогда они смогут увеличиваться в колличестве и делать умными детей. А также предлагает тотальный контроль, для безопасности и продуктивности. При этом хочет уменьшить наживается богатства на спекуляциях, войнах, монополии и так далее. Лучшая экономика, это когда 40% производят, 40% качественно выполняют массовые услуги, 20% развивают науку, самосовершенствуются в нужных для них и людей сферах.
Если автор Александр Березин, значит будет качественный лонгрид. Мякотка 👍 Спасибо! И мое почтение!
-
0
+
Вполне понимаю автора который устал отвечать некоторым "не читателям"
    Дмитрий
    06.10.2021
    -
    0
    +
    Можно уже говорить не о "читателях", а о настоящей секте персональных хейтеров. Как полосатый слон в мультфильме о Колобках терял волю при звуках флейты, так и тут некоторым достаточно фамилии Березин, чтобы сразу ломиться в комменты :)
-
0
+
А кто и как определяет уровень демократичности стран? Есть ли какие-то критерии или параметры? 🤨
Браво автору! Великолепный материал.
Evgen Storm
05.10.2021
-
0
+
Здесь был спорный комментарий.
    Александр
    05.10.2021
    -
    0
    +
    Уважаемый Евгений, я решил прекратить отвечать комментаторам. Непроизводительно тратить время на то, чтобы объяснять, что в работах по экономике ВВП (и тем более его рост) считают по ППС, что снимает вопрос и ЖКХ и все остальное. Все равно большинство комментаторов невозможно в чем-либо убедить, а времени уходит много. Наконец, с некоторыми из них в одних комментариях я находиться брезгую (не с вами), и это совсем уж сильный аргумент (для меня). Не обессудьте.
    +
      ещё комментарии
      Evgen
      05.10.2021
      -
      0
      +
      Уважаю Ваше решение.
      Asmite
      05.10.2021
      -
      0
      +
      Крайне неоднозначный мотериал. Если брать тезисы по пунктам, то "Экономика — это тоже наука, и она чрезвычайно сложна" - откуда такой вывод и где ссылки на доказательную базу? Я, например, считаю что экономика не сложнее арифметики. Возможно уважаемый мною автор путает экономику и совершенно другие факторы. И вот опять же, починили редактирование сообщений, пропала кнопка отправить. Дайте мне дня на три ваших программистов...
        Asmite
        05.10.2021
        -
        0
        +
        «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром." - второй пункт, с которым сложно, если не невозможно полностью, согласиться. Миром правят не только идеи, но и биология.
          Asmite
          05.10.2021
          -
          0
          +
          Демократия, при всех ее плюсах или минусах, не делает ваших экономистов умнее. Между тем, развитие экономик зависит именно от них — а вовсе не от избирателей или политиков, чье образование только и позволяет, что верить экономистам на слово. Без реальных шансов на то, чтобы понять, кто из них может привести к экономическому росту, а кто — только к стагнации." - вывод ничем не подтверждённый и вне логики повевествования. В Китае величайшие экономисты мира собрались? С какого перепугу?
            Александр
            05.10.2021
            -
            0
            +
            Повторюсь: я планирую уйти от участия в комментариях, но отдельно отмечу пару пунктов для вас. В Китае нет экономистов, требующих невмешательство в процессы распределения доходов среди бедных и богатых. В этом их ключевое преимущество перед нынешними западными демократиями. Разумеется, у КНР были свои проблемы -- например, попытки строить экономику на нерыночной основе, до 1979 года, они им помешали куда серьезнее, чем неолиберализм Западу сегодня. Однако на сегодня та мода в КНР уже прошла, а новая с Запада еще неимпортирована -- вот и результат. Экономика довольно сложна. Попробуйте ответить на простейшие вопросы: почему Россия при одинаковой (с учетом инфляции) цене на нефть быстро росла в нулевых, плохо росла в первой половине 80-х и не растет сегодня, Почему вообще не растет Италия, хотя рядом даже Греция, не говоря уже о Франции показывает за последние 30 лет заметный рост, почему быстро растет Польша, но медленно -- Чехия, почему в Вбр. безработица вернулась к 1979 гощу только через десятилетия, почему растет Китай, наконец, почему инфляция в США ниже, чем у нас, несмотря на изъятие денег из нашей экономики десятками миллиардов долларов в год и вброс их туда намного более крупными суммами в США. Все эти вопросы радикально сложнее, чем кажутся на первый взгляд. Разумеется, они вполне решаемы, но не в рамках идей "экономика=арифметика"..
              Никита
              06.10.2021
              -
              0
              +
              "Однако на сегодня та мода в КНР уже прошла, а новая с Запада еще неимпортирована -- вот и результат." То есть вы считаете, что экономисты по всему миру, слепо действуют на основе убеждений в тот или иной учебник? А все мы должны жить по Кейнсу?
                Александр
                06.10.2021
                -
                0
                +
                Нет, они действуют не по учебнику, а по системе усвоенных ими взглядов (системы взглядов излагают не в учебниках, которые для этого часто недостаточно, объемны а в монографиях и иных научных работах). В тексте же написано: "Снова процитируем все того же английского ученого: «В области экономической и политической философии не так уж много людей, поддающихся влиянию новых теорий, после того как они достигли 25- или 30-летнего возраста». То есть экономисты, единожды усвоив свои взгляды, как правило, уже не пересматривают их. Чтобы в моду вошли новые взгляды, экономисты-носители текущих должны умереть от старости." "А все мы должны жить по Кейнсу?" Ну конечно же не по Кейнсу. Он устарел уже больше, чем на полвека. Да и не обязательно это -- жить в соответствии со взглядами экономистов. Например, в Сингапуре экономика живет не по неолиберализму, а в КНР -- не по марксизму, или любой другой школе теоретической экономики. И скорость развития у них приличная. Ни США, ни тем более нам такая и не снится. Жить надо с использованием мозга. Своего, как у руководителей тех же китайцев Поднебесной и Пролива пока вполне выходит. В противном случае остается действовать только как жители России сегодня -- ждать, когда имеющиеся у тебя экономисты умрут от старости, и надеяться, что их преемники случайным образом усвоят более адекватные макроэкономические идеи.
                Никита
                06.10.2021
                -
                0
                +
                Забавно, однако, получается. То есть вы на основании цитаты Кейнса и (судя по всему) личного опыта делаете выводы о психологии экономистов управленцев и считаете что их методы принятия решений проистекает из их личных убеждений? Если так то я с вами не согласен. Я считаю что любые решения управленцев исходят из желания личного обогащения. Те же экономисты России прекрасно справляются со своей задачей - обеспечить прибыль правящему классу. Откуда правящий класс берёт прибыль? От продажи сырья за границу. Государство и его экономисты прекрасно справляются с задачей оптимизации вывоза сырья за границу. Добывающая промышленность в России наиболее современна, обеспечена квалифицированными кадрами и инфраструктурой. Производительность труда в добывающей отрасли сравнима с передовыми европейскими державами. Если б российские экономисты не справлялись со своими обязанностями их уж бы заменили.
                Александр
                06.10.2021
                -
                0
                +
                "Забавно, однако, получается. То есть вы на основании цитаты Кейнса и (судя по всему) личного опыта делаете выводы о психологии экономистов управленцев и считаете что их методы принятия решений проистекает из их личных убеждений? Если так то я с вами не согласен. Я считаю что любые решения управленцев исходят из желания личного обогащения" Лучшее, что может сделать экономист, чтобы лично обогатиться -- давать рекомендации, ведущие к быстрому росту. Тогда ему будут платить много. На практике мы не видим таких экономистов. "Те же экономисты России прекрасно справляются со своей задачей - обеспечить прибыль правящему классу." Конечно же нет. Прибыли растут быстрее, когда экономика растет быстро. Прибыли китайских компаний за последние 30 лет выросли настолько больше, чем выросли прибыли всех российских компаний за всю их историю, что это даже сравнивать невозможно. Аналогично с госрезервами, и прочим. "Откуда правящий класс берёт прибыль? От продажи сырья за границу. Государство и его экономисты прекрасно справляются с задачей оптимизации вывоза сырья за границу" Прибыль от продажи сырья за границу ничтожна в сравнении с прибылью, которую может получить растущая экономика. См. прибыли китайских компаний -- они много больше российских. Вообще, прибыли в сложных отраслях всегда выше, чем в простых. Один Хуайвей имеет 10 млрд прибыли в год (при выручке 136 млрд), прибылей такого калибра в Китае не так мало. На этом фоне прибыль компаний, торгующих сырьем, ничтожна: Газпром не имеет даже 2,3 млрд долл прибыли при продажах более 87 млрд, Роснефть имеет почти ту же выручку, и прибыли в 5 млрд, все они вместе взятые уступают Хуайвей, я уже про Алибабу не вспоминаю. Прибыль от производства сложных изделий (не говоря уже про услуги) всегда выше, чем от простых, исключений вне краткосрочных пиковых цен не бывает. Это железная закономерность. Именно поэтому если бы наши экономисты _могли_, то они бы обеспечили нам китайский путь: прибылей больше, чеки экономистам больше. Но они _не могут_. Их представления об экономике этого не позволяют. " Производительность труда в добывающей отрасли сравнима с передовыми европейскими державами." Добывающая промышленность всегда будет давать меньше прибылей, чем сложная того же уровня развития. Портовая шлюха всегда будет получать меньше более квалифицированных коллег, работающих в той же экономике "Если б российские экономисты не справлялись со своими обязанностями их уж бы заменили." Если бы вы следили за кадровыми событиями в российской экономике, то заметили бы, что их там меняют постоянно. Так же, как макроэкономические власти в США. Только толку нет: у них у всех одинаковые теоретические взгляды.
                Никита
                06.10.2021
                -
                0
                +
                "Конечно же нет. Прибыли растут быстрее, когда экономика растет быстро. Прибыли китайских компаний за последние 30 лет выросли настолько больше, чем выросли прибыли всех российских компаний за всю их историю, что это даже сравнивать невозможно. Аналогично с госрезервами, и прочим." Но российской экономике не нужен рост. Цель существования российской экономики это обеспечить правящий класс рентой. Рост экономики и производительности труда совсем не в интересах российской элиты.
                Александр
                06.10.2021
                -
                0
                +
                "Но российской экономике не нужен рост. Цель существования российской экономики это обеспечить правящий класс рентой." Рост не нужен, но в 2000-2008 годах он был крайне быстрым? Ничего себе. Не хотели роста, и вдруг получили. Потрясающая гипотеза. Я понятия не имею, кого вы имеете в виду под "правящим классом", но ему не нужна "рента". Ему нужны деньги. Как я наглядно показал комментарием выше, денег от продажи ресурсов за рубеж получается _намного_ меньше, чем от роста экономики. "Рост экономики и производительности труда совсем не в интересах российской элиты." Я понятия не имею, кого вы называете элитой, но если это "капиталисты" или "государство", то и те и других имели бы _намного_ больше денег, чем сейчас -- если бы у нас был рост экономики китайского типа. См. размер накопленных государством или миллиардерами средств у нас и в КНР, размеры прибылей госкомпаний и там и там, что я привел выше, и т.д. Ну. или подушевые для Сингапура.
                Affidavit
                06.10.2021
                -
                0
                +
                Комментарий удален пользователем или модератором...
                Александр
                06.10.2021
                -
                0
                +
                Экономика России. Началось -- в силу овладения российскими властями более эффективными технологиями стерилизации М2.
                Affidavit
                06.10.2021
                -
                0
                +
                Комментарий удален пользователем или модератором...
                Александр
                06.10.2021
                -
                0
                +
                Перечислять долго -- погуглите, пожалуйста. "То бишь нынешнее экономическое уныние вызвано возрастанием эффективности российских властей?" Нет. Эффективность властей не равна эффективности, с которой они реализуют ошибочную макроэкономическую политику.
                Affidavit
                06.10.2021
                -
                0
                +
                Комментарий удален пользователем или модератором...
                Иван
                06.10.2021
                -
                0
                +
                пережившие лютый бардак девяностых
                Ну надо же Донда проговорился что в 90-х все было не так уж шоколадно )) А то обычно твердил что это агенты Путина нам приказывают ругать 90-е Похоже и до него дошла очередь %)
                Александр
                08.10.2021
                -
                0
                +
                "Это таки недавнее прошлое, которое я видел собственными глазами. Закрывались заводы, пережившие лютый бардак девяностых" Вы видели какое-то иное прошлое, я тут ничем помочь не могу. "сли какой-то рост и был, то за пределы столиц он так и не выбрался." Вы видели какое-то иное прошлое, я тут ничем помочь не могу.
      Иван
      05.10.2021
      -
      0
      +
      невозможно в чем-либо убедить, а времени уходит много
      Так не говорить - расстреливать надо )) печаль конечно что этот унылый болтун (все мы знаем о ком речь) выдавил с коментов единственного автора который еще отвечал юзерам ((
      Max Brown
      06.10.2021
      -
      0
      +
      Александр, не делайте пожалуйста так! Лучше проведите эксперимент: опубликовав следующую статью, на сутки воздержитесь от чтения комментариев к ней - и только затем на них отвечайте. Я уверен, что среди нас, Ваших читателей, достаточно грамотных людей, причём придерживающихся достаточно разнообразных взглядов, чтобы здесь нашлось кому ответить даже на комменты платных троллей, не говоря уже о большинстве случаев, в которых читатели всё же спрашивают, чтобы понять.
-
0
+
Ну конечно, вы всё правильно поняли. 😄👍

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: