Ученые опровергли распространенное мнение о том, что жирные кислоты омега-3 защищают организм от рака
По данным новой работы, польза дополнительного употребления жирных кислот переоценена. Реальный эффект показывает питание, богатое содержащей их рыбой, но его механизмы, по-видимому, более сложны и не компенсируются пищевыми монодобавками.
Ученые из Университета Восточной Англии провели метаанализ более ранних исследований о влиянии пищевых добавок, содержащих омега-3, и выяснили, что их польза в плане сердечно-сосудистых заболеваний практически отсутствует, а от онкологических они не защищают вовсе. Более того, эти добавки даже повышают риск рака: правда, вред, согласно работе, они несут в настолько же малой степени, как и пользу. Свои выводы авторы опубликовали в British Journal of Cancer и Кокрейновской базе данных систематических обзоров.
Исследователи рассмотрели и проанализировали работы, обследовавшие более 100 тысяч человек, в течение как минимум года потреблявших дополнительно добавки с омега-3 или не менявших свой обычный режим питания. Участниками 47 исследований были взрослые люди, у которых не было рака, но наблюдался повышенный риск его развития, или которым был ранее поставлен такой диагноз. Восемьдесят шесть исследований рассматривали влияние жирных кислот на приступы сердечно-сосудистых заболеваний или количество смертельных случаев, связанных с ними.
Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты — вещества, входящие в состав клеточных мембран и кровеносных сосудов. Организм не умеет синтезировать их в достаточном объеме самостоятельно, поэтому они входят в перечень соединений, которые необходимо полноценно получать из пищи. Добавки омега-3 жирных кислот популярны во всем мире: содержащие эти кислоты препараты продаются без рецепта, а спектр их потенциального положительного действия декларируется как очень широкий. В том числе зачастую заявляется об антиканцерогенном влиянии омега-3, а также возможности с помощью таких БАДов предотвратить инсульт и инфаркт. При этом вопрос, насколько эффективны добавки этих и некоторых родственных веществ не в составе их естественных источников, таких как жирные сорта рыбы, семена и масла некоторых растений, в последние годы служит двигателем многих научных исследований.
В своей работе авторы указывают, что, согласно проанализированному корпусу исследований, подобные добавки могут разве что немного снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и число приступов, но на большинство видов рака не влияют никак, а вероятность рака простаты способны немного повысить. Как полезные, так и вредные эффекты невелики. Если 1000 человек стали бы принимать такие добавки в течение примерно четырех лет, то было бы на три жертвы сердечно-сосудистых заболеваний меньше, шесть человек избежали бы ишемической болезни сердца (например, сердечного приступа), а рак простаты, по сравнению с обычными показателями, поразил бы еще троих.
«Общее воздействие на наше здоровье минимально», — подытоживает автор работы доктор Ли Хупер из Медицинской школы Нориджа Университета Восточной Англии. Отмечается, что данные, полученные для добавок, не эквивалентны воздействию рыбы на организм. «Жирная рыба — очень питательная пища в рамках сбалансированной диеты, богатой белками и энергией, а также важными микроэлементами, такими как селен, йод, витамин D и кальций, — это гораздо больше, чем источник омега-3». Ученые заключают, что, по их данным, нет смысла принимать добавки, не несущие никакой существенной пользы или возможности профилактики.
Американские биотехнологи впервые сообщили об обращении вспять клеточного старения в живых клетках печени человека — не мышиных, не синтетических, а именно человеческих. На волне этого результата компания привлекла 435 миллионов долларов и готовится к клиническим испытаниям.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Тысячу лет назад колоссальный степной пояс от Амура до Дуная назывался Великой степью. На Руси его знали как Дикую степь. В этом краю жили кочевники, и среди них — хищная птица сокол-балобан. Сейчас цельной трансконтинентальной популяции балобана больше нет. Небольшой европейский островок уцелел в Венгрии, Австрии и в Крыму. Есть популяция в Казахстане, Монголии и Китае. В России сокол-балобан, помимо Крыма, живет в горах Южной Сибири. И выживание этой популяции, как и всего вида, под угрозой. Как живет эта птица и как ей помогают в нашей стране? Зачем в Хакасии посреди «нигде» построили огромный облёточник? Буквально сегодня в него уже доставили первую партию птиц.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии