Ученые создали гель, предотвращающий рецидив рака после операции — Naked Science

Ученые создали гель, предотвращающий рецидив рака после операции

Большинство онкобольных обречены на хирургическое вмешательство: почти 95% людей с раком молочной железы требуется операция, как и пациентам с опухолью головного мозга. Однако, несмотря на совершенствование хирургических методов, зачастую болезнь возвращается.

sprayablegel

Группа ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе разработала спрей-гель, в который включены препараты, повышающие иммунитет. В ходе исследования вещество успешно использовалось в половине случаев для активизации иммунной системы лабораторных животных, чтобы не допустить рецидива и распространения рака на другие органы. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Nanotechnology.

Команда исследователей под руководством профессора Чжэнь Гу (Zhen Gu) протестировала биоразлагаемый спрей-гель на мышах, у которых хирургическим путем были удалена меланома. Они обнаружили, что гель замедлял рост опухолевых клеток, которые остались после операции, что помогло предотвратить рецидив: после терапии 50 процентов грызунов жили по крайней мере 60 дней без повторного роста опухолей. Спрей не только препятствует появлению опухоли там, откуда ее удалили, но и предотвращает ее развитие в других органах.

Наночастицы геля содержат антитела, предназначенные для блокирования CD47 — белка, который выделяют раковые клетки, чтобы обмануть иммунитет. Блокируя CD47, антитело позволяет иммунной системе обнаруживать и в итоге разрушать раковые клетки. Эти частицы состоят из карбоната кальция — основного компонента яичной скорлупы. Ученые выбрали именно это вещество из-за его способности постепенно растворяться в местах хирургически сделанных ран. Кроме того, оно повышает активность макрофагов, которые помогают избавить организм от посторонних элементов.

Как только раствор распыляется на тело человека, он быстро преобразуется в гель, начиненный наночастицами, помогая препарату проникнуть в прооперированное место, способствуя заживлению. Наночастицы постепенно растворяются и высвобождают в организм антитела, которые борются с CD47.

«Этот спрей-гель может стать многообещающим средством против одной из самых больших проблем в лечении рака. Фактически около 90 процентов больных с раковыми опухолями умирают из-за рецидива или метастазирования. Новость о создании средства, которое поможет снизить этот риск и имеет низкую токсичность, не может не радовать», — признается Гу.

Исследователи продолжат тестировать препарат на животных, чтобы узнать оптимальную дозу, наилучшее сочетание наночастиц и идеальную периодичность применения, прежде чем применять гель на людях.