14.09.2023
Ольга И.
3 648

Ученые показали, что молодые матери страдают парейдолией чаще остальных женщин

5.1

Австралийские ученые выяснили, что недавно родившие женщины гораздо чаще видят в неодушевленных предметах человеческие лица. Они также предположили, почему так происходит.

Парейдолия, или парейдолическая иллюзия, возникает при рассматривании случайно сформировавшихся изображений / © Getty images / Автор: Владимир Богданов

Парейдолия, или парейдолическая иллюзия, возникает при рассматривании случайно сформировавшихся изображений и узоров (облаков, нагромождений скал, поверхности других планет и обычных предметов повседневного обихода, например розеток). Она может возникать и у здоровых людей, и у людей с психическими расстройствами. Неизвестно при этом, изменяется ли склонность к такой иллюзии на протяжении жизни.

Ученые из Университета Квинсленда (Австралия) показали, что матери, у которых недавно родился ребенок, намного чаще, чем другие женщины, страдают парейдолией. Свои выводы исследователи представили в журнале Biology Letters.

«Наша команда обнаружила, что иллюзорные лица в повседневных предметах с большей вероятностью воспринимаются как мужские, а не как женские. Впоследствии с нами связались женщины, которые сообщили, что после родов они чаще видели лица в предметах, поэтому мы провели эксперимент, чтобы проверить эту гипотезу», — рассказала главный автор исследования Джессика Тауберт о предыдущей работе команды, которую они провели в прошлом году.

В новом исследовании ученых участвовали 379 женщин, из которых 79 родили в течение прошлых 12 месяцев, 84 только готовились стать матерью, а 216 не были беременны. Их просили оценить свою склонность воспринимать лица в разнообразном наборе изображений, включая образы настоящих людей, а также иллюзорных лиц — в окружающих их предметах.

Выяснилось, что недавно родившие женщины оказались гораздо больше подвержены парейдолии, чем все остальные участницы. Это доказывает, что наша способность к такого рода иллюзиям может меняться на протяжении жизни.

Ученые предположили, что на повышение склонности к парейдолии влияет уровень окситоцина — гормона, отвечающего за стимуляцию лактации, сокращения матки, снижение уровня страха и стресса, улучшение настроения и повышение уровня доверия. Вероятно, этот гормон влияет и на основные зрительные процессы, ответственные за нашу способность распознавать лица.