Нейронные механизмы, лежащие в основе взаимоотношений собак и хозяев, а также младенцев и матерей, оказались схожи — Naked Science

У собак, как у человеческих младенцев, формирование привязанности связано с реакцией мозга на речь хозяина. К такому выводу пришли венгерские ученые.

Нейронные механизмы, лежащие в основе взаимоотношений собак и хозяев, а также младенцев и матерей, оказались схожи / ©Getty images

На нервные процессы, поддерживающие восприятие голосовых социальных стимулов и их коммуникативное содержание, у людей влияют социальные отношения с вокализатором. Отношения между матерями и младенцами представляют собой хорошую модель для исследования механизмов, лежащих в основе таких модулирующих факторов в мозге.

Социальные отношения с говорящим регулируются как слуховыми областями мозга, так и теми, что связаны с вознаграждением и мотивационными процессами. Об этом свидетельствуют нейровизуализационные исследования детей, которым предоставляли возможность прослушать голос матери. Привязанность в детском мозгу связана с реакцией на вознаграждение.

Известно также, что собаки-компаньоны формируют прочные связи с хозяевами: они не просто любят опекунов, но привязаны к ним. Таким образом, животные воспринимают владельца как надежную базу для ощущения безопасности в незнакомых местах или ситуациях. То же самое можно наблюдать в отношениях младенца и матери.

Но какие механизмы лежат в основе формирования привязанности у четвероногих друзей? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые из Университета Этвеша Лоранда (Венгрия) объединили поведенческие характеристики и результаты МРТ мозга у собак. Об этом они опубликовали работу в журнале NeuroImage.

В процессе эксперимента животных тестировали при помощи прослушивания хвалебной и нейтральной речи хозяев и просто знакомых людей. Оказалось, центр вознаграждения в их мозгу более чувствителен к похвале хозяина, чем к похвале обычного знакомого человека. А более привязанные к хозяину собаки показали более сильную реакцию нервной системы на его голос, чем менее привязанные, даже если владелец не хвалил животное. То же самое наблюдается у детей. Поэтому исследователи сделали вывод, что в основе отношений между хозяевами и их собаками, матерями и их детьми лежат схожие нейронные процессы.