13.07.2020
12 363

Исследование подтвердило способность жирной кислоты убивать раковые клетки

5.5

Ученые проверили, может ли полиненасыщенная жирная кислота класса омега-6 DGLA, которая регулирует производство нескольких важных групп сигнальных молекул, запускать ферроптоз клеток, в том числе раковых.

Раковые клетки
Ферроптоз раковых клеток/ © Getty Images

Сотрудники Университета штата Вашингтон (США) доказали, что полиненасыщенная жирная кислота — дигомо-гамма-линоленовая кислота (DGLA) класса омега-6 — способна убивать раковые клетки. Результаты работы опубликованы в Developmental Cell.

Исследование, проведенное на животной модели и клетках человека, показало, что DGLA запускает запрограммированный ферроптоз (одна из форм некроза, при которой в клетке накапливаются продукты перекисного окисления фосфолипидов, одного из основных компонентов всех клеточных мембран). По словам авторов, их открытие имеет много перспектив и в том числе может стать шагом к новому виду лечения онкологических заболеваний.

«Если бы вы могли доставить DGLA именно в раковые клетки, это могло бы способствовать ферроптозу и привести к гибели опухолевых клеток, — рассказала Дженнифер Уоттс, одна из авторов исследования. — К тому же знание того, что эта жирная кислота способствует ферроптозу, может повлиять на наш взгляд на заболевание почек и нейродегенерацию, когда хотим предотвратить этот тип гибели клеток».

Дигомо-гамма-линоленовая кислота в небольших количествах присутствует в организме человека, но редко входит в наш рацион. По сравнению с другими жирными кислотами, например содержащимися в рыбьем жире, DGLA изучена недостаточно хорошо. Вот уже почти 20 лет Уоттс со своей командой исследует пищевые жиры, в том числе DGLA, используя свободноживущую нематоду Caenorhabditis elegans в качестве модельного животного.

Схема строения Caenorhabditis elegans в продольном срезе / © Wikipedia

Этот микроскопический круглый червь длиной около миллиметра часто используют в молекулярных исследованиях, поскольку прозрачность тела позволяет ученым изучать активность клеток у животного в течение его относительно мимолетной жизни. Результаты, обнаруженные в результате исследования клеток C. elegans, часто переносят на клетки человека.

Так, научный коллектив из Университета штата Вашингтон обнаружил, что кормление C. elegans рационом из DGLA-нагруженных бактерий убивает все зародышевые клетки, а также стволовые, которые их образуют. При этом гибель этих клеток обладала многими признаками ферроптоза.

«Многие из механизмов, которые мы наблюдали у C. elegans, соответствовали признакам ферроптоза у млекопитающих, включая наличие окислительно-восстановительного железа и неспособность восстанавливать окисленные липиды, которые похожи на “молекулярных палачей”», — отметил Маркус Перес, соавтор работы.

Чтобы проверить, можно ли перенести полученные результаты на человека, ученые обратились к Скотту Диксону из Стэнфордского университета, который изучал ферроптоз и его роль в лечении онкологических заболеваний на протяжении многих лет. Основываясь на своих опытах с C. elegans, в лабортатории исследователи доказали, что дигомо-гамма-линоленовая кислота способна запустить ферроптоз и в отношении человеческих опухолевых клеток.

Помимо этого, они обнаружили взаимодействие с другим классом жирных кислот — эфирным липидом, который выстраивал защиту от DGLA. Когда они удаляли эфирные липиды, клетки под действием DGLA умирали еще быстрее.

На продолжение исследования команда получила грант в размере 1,4 миллиона долларов от Национального института здравоохранения. В планах ученых — выяснить, что делает зародышевые клетки нематод столь чувствительными к полиненасыщенной жирной кислоте, а также изучить роль митохондрий в ферроптозе: эти крошечные клеточные включения участвуют в сжигании жира и регуляции метаболизма, обладают огромным влиянием на здоровье, особенно на риск развития рака, поэтому понимание их функций может открыть путь к эффективному методу лечения онкологических заболеваний.

Недавно проведенное исследование показало, что употребление никотина способствует активному прогрессированию опухолей головного мозга у мышей с раком легкого и лишает их шансов на выживание. А японские ученые обнаружили корреляцию между развитием рака и предшествующими инфекциями.