Никотин создал комфортные условия для распространения метастазов у мышей с раком легкого — Naked Science

Исследование показало, что употребление никотина способствует активному развитию опухолей головного мозга у мышей с раком легкого и лишает их шансов на выживание.

Метастазы в мозге
Никотин способствует метастазированию в мозг. Большое количество микроглии типа М2 (показана коричневым цветом) можно наблюдать при метастатической опухоли головного мозга у пациентов с раком легкого, которые продолжают курить / © Wu et al., 2020

Примерно 40 процентов пациентов с раком легкого — одного из самых распространенных типов онкологических заболеваний — впоследствии оказываются подвержены развитию метастатических опухолей в головном мозге и в среднем смогут прожить не более полугода. Однако почему немелкоклеточный рак легкого — злокачественный процесс, в различной степени поражающий эпителиальные ткани этого органа — настолько часто распространяется и на мозг, до сих пор было плохо изучено.

Ученые из медицинской школы Университета Уэйк-Форест (Северная Каролина, Соединенные Штаты Америки) в своем исследовании, опубликованном в журнале Journal of Experimental Medicine, обнаружили, что никотин — химическое вещество, само по себе неканцерогенное, содержащееся в табаке — благоприятствует процессу образования вторичных очагов опухолевого роста в головном мозге в результате распространения раковых клеток из первичного очага — легких.

«Основываясь на наших выводах, мы не считаем, что никотинозамещающие продукты (например, электронные сигареты, никотиновый пластырь и никотиновая камедь в качестве   заместительной терапии. — Прим. ред.) могут быть безопасным способом бросить курить для людей с раком легких. Никотин оказывает глубокое и долгосрочное влияние на прогрессирование метастазирования в мозг. Больные раком должны быть осторожными при использовании никотина в процессе отказа от курения», — говорит профессор Куносуке Ватабе, руководивший исследованием.

Команда Ватабе обследовала 281 больного раком легкого на последних стадиях и обнаружила, что у курильщиков значительно выше риск развития опухолей головного мозга — по сравнению с пациентами, которые никогда не курили или покончили с этой пагубной привычкой.

После этого, при помощи мышиной модели, биологи установили, что никотин усиливает метастазирование в мозг, преодолевая гематоэнцефалический барьер и изменяя микроглию типа М2 (специализированный класс глиальных клеток центральной нервной системы; фагоциты, уничтожающие инфекционные агенты и разрушающие нервные клетки), поддерживающую рост опухоли. Удаление этих иммунных клеток из мозга грызунов, больных раком легкого, препятствовало тому, чтобы никотин вызывал метастазы в головном мозге, и повышало шансы подопытных на выживание.

Ученые также пытались найти препараты, которые могли бы обратить подобные эффекты никотина. Одним из таких веществ оказался партенолид — сесквитерпеновый лактон, встречающийся в природе и содержащийся в растениях рода пиретрум (многолетние травянистые растения семейства астровые, или сложноцветные). Он смог блокировать индуцированные никотином метастазы в головном мозге грызунов, больных раком легкого. Поскольку пиретрум используется годами и считается безопасным, авторы работы уверены, что партенолид сможет обеспечить новый подход к борьбе с метастазированием в головном мозге, особенно для онкобольных, которые курят или недавно бросили.

«На сегодня единственным способом лечения этого разрушительного заболевания считается лучевая терапия, — объясняет Ватабе. — Традиционные химиотерапевтические препараты не могут преодолеть гематоэнцефалический барьер (физиологический барьер между кровеносной и центральной нервной системами у позвоночных. — Прим. ред.), но партенолид на это способен. Таким образом, он обещает нам как минимум новый тип лечения — и, возможно, даже способ предотвратить метастазирование в мозг».

Команда Ватабе планирует продолжать исследования и в ближайшем будущем начать клинические испытания — уже с участием людей — партенолида.

Ранее биологи  из Базельского университета обнаружили вещество, предотвращающее распространение метастазов при раке груди, а их коллеги из Федеральной политехнической школы Лозанны провели эксперименты на мышах и показали, что совместная работа двух белков может остановить онкогенез.

Необычные эксперименты показали, что подключение легких к кровеносной системе животного позволяет не только поддерживать жизнеспособность донорских органов, но и восстанавливает их функции.