Никотин создал комфортные условия для распространения метастазов у мышей с раком легкого — Naked Science

Исследование показало, что употребление никотина способствует активному развитию опухолей головного мозга у мышей с раком легкого и лишает их шансов на выживание.

Метастазы в мозге
Никотин способствует метастазированию в мозг. Большое количество микроглии типа М2 (показана коричневым цветом) можно наблюдать при метастатической опухоли головного мозга у пациентов с раком легкого, которые продолжают курить / © Wu et al., 2020

Примерно 40 процентов пациентов с раком легкого — одного из самых распространенных типов онкологических заболеваний — впоследствии оказываются подвержены развитию метастатических опухолей в головном мозге и в среднем смогут прожить не более полугода. Однако почему немелкоклеточный рак легкого — злокачественный процесс, в различной степени поражающий эпителиальные ткани этого органа — настолько часто распространяется и на мозг, до сих пор было плохо изучено.

Ученые из медицинской школы Университета Уэйк-Форест (Северная Каролина, Соединенные Штаты Америки) в своем исследовании, опубликованном в журнале Journal of Experimental Medicine, обнаружили, что никотин — химическое вещество, само по себе неканцерогенное, содержащееся в табаке — благоприятствует процессу образования вторичных очагов опухолевого роста в головном мозге в результате распространения раковых клеток из первичного очага — легких.

«Основываясь на наших выводах, мы не считаем, что никотинозамещающие продукты (например, электронные сигареты, никотиновый пластырь и никотиновая камедь в качестве   заместительной терапии. — Прим. ред.) могут быть безопасным способом бросить курить для людей с раком легких. Никотин оказывает глубокое и долгосрочное влияние на прогрессирование метастазирования в мозг. Больные раком должны быть осторожными при использовании никотина в процессе отказа от курения”, — говорит профессор Куносуке Ватабе, руководивший исследованием.

Команда Ватабе обследовала 281 больного раком легкого на последних стадиях и обнаружила, что у курильщиков значительно выше риск развития опухолей головного мозга — по сравнению с пациентами, которые никогда не курили или покончили с этой пагубной привычкой.

После этого, при помощи мышиной модели, биологи установили, что никотин усиливает метастазирование в мозг, преодолевая гематоэнцефалический барьер и изменяя микроглию типа М2 (специализированный класс глиальных клеток центральной нервной системы; фагоциты, уничтожающие инфекционные агенты и разрушающие нервные клетки), поддерживающую рост опухоли. Удаление этих иммунных клеток из мозга грызунов, больных раком легкого, препятствовало тому, чтобы никотин вызывал метастазы в головном мозге, и повышало шансы подопытных на выживание.

Ученые также пытались найти препараты, которые могли бы обратить подобные эффекты никотина. Одним из таких веществ оказался партенолид — сесквитерпеновый лактон, встречающийся в природе и содержащийся в растениях рода пиретрум (многолетние травянистые растения семейства астровые, или сложноцветные). Он смог блокировать индуцированные никотином метастазы в головном мозге грызунов, больных раком легкого. Поскольку пиретрум используется годами и считается безопасным, авторы работы уверены, что партенолид сможет обеспечить новый подход к борьбе с метастазированием в головном мозге, особенно для онкобольных, которые курят или недавно бросили.

«На сегодня единственным способом лечения этого разрушительного заболевания считается лучевая терапия, — объясняет Ватабе. — Традиционные химиотерапевтические препараты не могут преодолеть гематоэнцефалический барьер (физиологический барьер между кровеносной и центральной нервной системами у позвоночных. — Прим. ред.), но партенолид на это способен. Таким образом, он обещает нам как минимум новый тип лечения — и, возможно, даже способ предотвратить метастазирование в мозг».

Команда Ватабе планирует продолжать исследования и в ближайшем будущем начать клинические испытания — уже с участием людей — партенолида.

Ранее биологи  из Базельского университета обнаружили вещество, предотвращающее распространение метастазов при раке груди, а их коллеги из Федеральной политехнической школы Лозанны провели эксперименты на мышах и показали, что совместная работа двух белков может остановить онкогенез.

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.