19.06.2023
Мария А.
9 034

Биологи уничтожили раковые клетки благодаря кетодиете и избежали ее смертельного последствия

5.7

Ученые выяснили, как предотвращать смертельную кахексию, возникающую у онкобольных, которые сидят на кетодиете, и продлевать жизнь, в то же время запуская гибель раковых клеток.

Кетогенная диета
Кетогенная диета, кетодиета — диета с высоким содержанием жиров и умеренным содержанием белков / © Freepik / Автор: Павел Сорокин

В основе кетогенной диеты, разработанной в 1921 году в американской Клинике Мэйо, — процесс, во время которого тело использует жир в качестве главного источника энергии вместо углеводов (их можно потреблять менее 20-50 граммов в день). Если человек соблюдает такой тип питания, то калории он будет получать по большей части из пищевых жиров — например, различных масел, сыров, орехов, авокадо — и продуктов, богатых белком, таких как мясо, рыба и яйца. От зерновых и бобовых, большинства фруктов и многие видов овощей придется отказаться.

Несмотря на эффективность кетодиеты, многие люди, соблюдающие ее, жалуются на неприятный запах изо рта, головные боли, мышечные спазмы, тошноту и запоры. К тому же долгосрочные риски для здоровья остаются неизвестными, в итоге некоторые специалисты рекомендуют ограничить кетогенную диету тремя-шестью месяцами с постепенным переходом на средиземноморскую или растительную.

Однако такая диета помогает не только похудеть, но и бороться с различными видами онкопатологий: она лишает раковые клетки глюкозы, необходимой для активного роста, и вызывает их ферроптоз — тип программируемой окислительной некротической гибели. Звучит многообещающе, но, как показали предыдущие исследования, кетодиета несет смертельный побочный эффект для онкобольных — кахексию, или крайнее истощение организма.

«Это очень часто встречается у пациентов с прогрессирующим раком. Они становятся настолько слабыми, что больше не могут справляться с противораковым лечением. Повседневные задачи становятся геркулесовым трудом. <…> Раковая кахексия представляет собой тяжелый синдром истощения, характеризующийся снижением потребления пищи и конечной потерей веса. Он поражает до 80% всех больных раком», — отметил доцент лаборатории в Колд-Спринг-Харбор (CSHL) Тобиас Яновиц.

Яновиц с коллегами работают над тем, чтобы отделить преимущества кетогенной диеты для больных раком от кахексии. В новом исследовании, опубликованном в журнале Cell Metabolism, рассказывается об опытах на мышах с колоректальными опухолями и раком поджелудочной железы. Три группы грызунов сидели на низкоуглеводной, умеренно белковой и кетогенной диетах, а контрольная питалась как обычно.

«Мы обнаружили, что хотя кетодиета замедляет рост опухоли, она сокращает выживаемость, ускоряя наступление кахексии. Так, повышенное перекисное окисление липидов у больных мышей, сидевших на кетогенной диете, приводит к системному дисбалансу окислительно-восстановительного потенциала (мера способности химического вещества присоединять электроны (восстанавливаться). — Прим. ред.). В опухолях же это заканчивается ферроптотической гибелью раковых клеток (характеризуется накоплением свободных радикалов, образующихся в результате перекисного окисления липидов, и последующим оксидативным стрессом)», — сообщили исследователи.

По словам Яновица, здоровые грызуны тоже теряли вес на кетогенной диете, однако их метаболизм адаптировался и выходил на плато. «Мыши с раком не могут адаптироваться, так как не способны вырабатывать достаточное количество гормона кортикостерона, помогающего регулировать эффекты кето. В итоге они не перестают терять вес», — объяснил ученый.

Но ученым все же удалось отсрочить начало раковой кахексии у больных мышей, сидевших на кетодиете. Лечение синтетическим глюкокортикостероидом — дексаметазоном — помогло продлить жизнь подопытным животным за счет улучшения потребления пищи.

Теперь команда работает над дозировкой кортикостероидов и точным временем их приема, чтобы сделать свой метод максимально эффективным для раковых больных, соблюдающих кетодиету.