Аутопсия умерших от Covid-19 выявила тромбы в сосудах по всему телу — Naked Science
Денис Гордеев

Аутопсия умерших от Covid-19 выявила тромбы в сосудах по всему телу

5.9

Ученые давно утверждают, что формирование сгустков крови в сосудах — стандартный симптом коронавирусной пневмонии. Новая работа демонстрирует, что это явление гораздо масштабнее, чем предполагалось ранее.

covid-19
Сотрудники больницы подготавливают тело ко вскрытию / G. Nakamura

Вскрытия пациентов, умерших от Covid-19, показывают, что сгустки крови присутствуют не только в сосудах легких, но «почти в каждом органе» скончавшихся. Об этом в интервью CNN рассказала Эми Рапкевич, заведующая кафедрой патологии в медицинском центре Лангоне при Нью-Йоркском университете. Ранее Рапкевич и ее коллеги опубликовали соответствующую статью в журнале EClinicalMedicine.

Изначально коронавирусная пневмония рассматривалась как чисто респираторное заболевание. Однако позже начали появляться исследования, свидетельствующие о сосудистой симптоматике Covid-19. В частности, ученые сообщали, что в крупных кровеносных сосудах, а также в легких, сердце, мозге и коже при коронавирусе могут возникать тромбы. Это в перспективе приводит к инсультам, воспалению сердечной мышцы и почечной недостаточности.

Так, работа швейцарских ученых, опубликованная в апреле этого года, показала, что в легких пациентов, умерших от Covid-19, в девять раз больше микротромбов, чем у тех, кто болел гриппом. При этом также значительно возрастала интенсивность формирования новых капилляров.

Новое исследование показывает, что сгустки крови могут формироваться и в мелких кровеносных сосудах других органов. «И это впечатлило нас, ведь мы ожидали обнаружить подобное в легких, а увидели это почти в каждом органе, который обследовали в ходе вскрытия», — говорит Рапкевич.

Мегакариоциты в сердце, почках, легких и костном мозге / Rapkiewicz et al., EClinicalMedicine, 2020

Ученые обнаружили еще один неожиданный симптом Covid-19. В различных сосудах тел умерших выявили мегакариоциты — гигантские клетки костного мозга, дающие начало тромбоцитам, которые отвечают за свертываемость крови. По словам Рапкевич, в норме мегакариоциты не циркулируют где-либо, кроме костей и легких. Но по итогу аутопсий эти клетки были найдены также в почках, печени и некоторых других органах, а больше всего мегакариоцитов наблюдалось именно в сердце.

Исследование Рапкевич и ее коллег может стать важным шагом к пониманию патологии коронавирусной пневмонии и терапии больных Covid-19. В последующих работах ученые планируют установить связь между аномальной циркуляцией мегакариоцитов и свертываемостью крови в капиллярах.

Ранее ученые назвали места с самым высоким риском заражения Covid-19, а также рассказали о способе уничтожить коронавирус всего лишь за 25 секунд

По словам руководителя российского космического ведомства Дмитрия Рогозина, первый модуль для перспективой орбитальной станции будет готов к запуску в 2025 году.