Медики обнаружили новую форму деменции — Naked Science

Медики обнаружили новую форму деменции

5.6

В бляшках пациентов с болезнью Альцгеймера обнаружились «неканонические» белки, указывающие на существование новой формы деменции.

©National Institute on Aging, NIH

Самая распространенная форма старческой деменции — болезнь Альцгеймера — остается большой загадкой для науки. Определенная причина ее развития неизвестна, хотя и установлено, что ключевым фактором нарушений выступает накопление в клетках мозга амилоидных бляшек — весьма устойчивых и плотных сгустков из небольших белков-амилоидов, которые препятствуют нормальной деятельности клеток и их снабжению, в итоге приводя и к гибели.

Установлено, что болезнь Альцгеймера сопровождается образованием бляшек из тау-белка и бета-амилоида, и некоторые виды лечения направлены на противодействие именно этому процессу. Работают они далеко не всегда эффективно: возможно, в том числе потому, что мы до сих пор не до конца понимаем эту болезнь и даже не всегда отделяем ее от сходных форм деменции.

Так, лишь в прошлом году медики заявили, что не менее 20 процентов случаев диагностированной болезни Альцгеймера сопровождаются накоплением амилоида TDP-43 и являются совершенно отдельной формой деменции, которая получила название LATE (Limbic-Predominant Age-Related TDP-43 Encephalopathy, преимущественно лимбическая возрастная TDP-43-энцефалопатия).

Новая работа Эрика Эбнера (Eric Abner) и его коллег из Университета Кентукки показала, что этим дело тоже не ограничивается. Симптомы, которые обычно относят к болезни Альцгеймера, могут служить проявлением еще одной формы деменции, связанной с образованием бляшек из четырех аномальных белков. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале JAMA Neurology.

Авторы изучили детальные данные аутопсии головного мозга 375 пациентов, участвовавших в специальной программе исследования нейродегенеративных заболеваний. Примерно у каждого пятого в бляшках обнаружились не только три вышеназванных белка, но и альфа-синуклеин, который обычно связывают с совершенно другим нейродегенеративным заболеванием, болезнью Паркинсона. За неимением официального названия ученые описали этот синдром как «четыре неверно упакованных белка» (Quadruple Misfolded Proteins, QMP).

Все добровольцы с QMP наблюдались медиками на протяжении более чем десяти лет до своей смерти, что позволило проследить историю их болезни. Оказалось, у людей, в тканях которых были найдены бляшки из всех четырех амилоидов, нейродегенеративные процессы и симптомы развивались особенно стремительно. Впрочем, как связано накопление разных белков друг с другом, пока не известно. По-видимому, бета-амилоид начинает откладываться первым, но стимулирует ли он образование бляшек остальных трех протеинов или это происходит независимо — еще предстоит установить.

«Все это не очень хорошие новости, — резюмирует Эрик Эбнер, — потому что означает, что даже если мы полностью победим болезнь Альцгеймера, нам по-прежнему придется разбираться с TDP-43 и альфа-синуклеином, которые тоже довольно часто встречаются в пожилом возрасте».