27.01.2023
Анна Новиковская

Крепкие браки снижают риск развития деменции у стариков

5.0

Согласно результатам крупного исследования международной группы ученых, если вы в течение многих лет состоите в браке в среднем возрасте, у вас намного меньше шансов заработать слабоумие в старости.

Если вы долгое время живете в браке, у вас больше шансов остаться в твердом уме в старости / © Shutterstock / Автор: Lampronia Auxilius

Исследователи до сих пор не могут установить точные причины развития деменции, но постоянно обнаруживают новые факторы, влияющие на риск ее развития. И вот они выявили еще один: крепкий брак в среднем возрасте.

Одна из гипотез, объясняющих этот феномен, гласит, что в браке люди ведут более здоровый образ жизни: регулярно питаются, ходят на медицинские обследования и так далее. Однако масштабный анализ медицинских историй около 150 тысяч человек, проведенный сотрудниками Норвежского института общественного здравоохранения, не выявил серьезных различий в состоянии здоровья людей, состоящих и не состоящих в брачных отношениях. Так что эта версия не подтвердилась.

Также «пролетели» многие другие факторы, которые могли бы повысить риск развития деменции в пожилом возрасте: курение, гиподинамия, диабет и психологические проблемы. Наличие или отсутствие детей имело значение только для неженатых респондентов (у бездетных риск развития деменции повышался на 60 процентов), а среди людей, в основном проживших жизнь в супружеских отношениях, оказалось меньше всего слабоумных — 11,2 процента.

В дальнейшем исследователи планируют изучить другие факторы, влияющие на риск развития деменции, — например, генетическую предрасположенность. Стоит отметить, что «плохие» гены вовсе не означают, что в пожилом возрасте человек непременно впадет в старческое слабоумие: активная умственная деятельность и общественная, а теперь, как выяснилось, семейная жизнь могут сбалансировать генетическую уязвимость и позволить человеку сохранить ясный ум.

Пока ученые не могут сказать, заменяют ли официальные супружеские отношения сожительство (менее процента опрошенных жили с постоянным партнером, не состоя с ним в зарегистрированном браке) или тесная дружба, но предполагают, что главное в этом вопросе — эмоциональная близость и чувство безопасности, которые некоторым людям доступны только при наличии штампа в паспорте.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Aging and Health.