Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
26.12.2022
1 452

Кишечная микрофлора позволяет разным людям извлекать из пищи различное количество энергии

5.3

Даже потребляя одинаковое количество калорий, одни люди могут накапливать избыточный вес, а другие остаются достаточно стройными. Возможно, дело в их микрофлоре: у некоторых она действует «слишком» эффективно, извлекая максимум из того же количества пищи.

Бактерии рода Bacteroides позволяют организму получать максимум питательных веществ, создавая условия для развития ожирения / ©CDC, V.R. Dowell, Jr.

Симбиотические микробы, населяющие толстый кишечник, играют огромную роль в жизнедеятельности и состоянии нашего организма. Эти бактерии могут определять эффективность приема лекарств и тяжесть течения Covid-19, развитие болезни Альцгеймера и даже настроение. Новая работа ученых из Копенгагенского университета показала, что кишечная микрофлора может влиять на телосложение, извлекая различное количество энергии из пищи. Статья об этом опубликована в журнале Microbiome.

Хенрик Рогер (Henrik Roager) и его коллеги собрали пробы фекалий у 85 добровольцев — жителей Дании со сходным режимом питания. Из этих образцов ученые выделили полупереваренные остатки пищи и выяснили ее энергетическое содержание, а также определили видовой состав микробов, на которые приходится немалая часть этих выделений. Авторы исследования обнаружили, что около 40 процентов участников эксперимента извлекали существенно большую часть энергии из съеденного и вес членов этой группы был в среднем на 10 процентов больше.

По мнению ученых, это может указывать на до сих пор недооцененный механизм развития ожирения, связанный не с пищей, которую потребляет человек, и не с особенностями самого организма, а с набором бактерий, населяющих его кишечный тракт. Наибольшую эффективность в извлечении энергии — и склонность к накоплению избыточного веса — продемонстрировали добровольцы, в микрофлоре которых доминировали Bacteroides. Носители микрофлоры других типов, где львиная доля приходилась на бактерии Ruminococcaceae или Prevotella, переваривали пищу чуть хуже и в среднем весили меньше.

То, насколько полно выделяются питательные вещества, зависит и от скорости их движения через желудочно-кишечный тракт. Срок может колебаться в пределах 12-36 часов, и Хенрик Рогер с соавторами также измерили его у участников эксперимента. Изначально ученые предполагали, что чем дольше происходит перемещение пищи, тем глубже она переваривается. Но в результате они выявили обратную зависимость.

У носителей микрофлоры, отличающейся большой численностью Bacteroides и высокой эффективностью извлечения энергии, движение пищи занимало в среднем меньше времени. Отчего это происходит, пока не ясно. Однако новая работа показывает, что состав кишечной микробиоты оказывает куда большее влияние на эффективность переваривания пищи, чем многие физиологические особенности организма.