Найден один из механизмов влияния кишечных бактерий на настроение — Naked Science
14.12.2020

Найден один из механизмов влияния кишечных бактерий на настроение

5.5

Французские ученые узнали, как стресс может менять состав микрофлоры, ослабляя работу эндоканнабиноидной системы и в итоге приводя к развитию депрессии.

©IBM Research

Огромное влияние, которое оказывает кишечная микрофлора на наше здоровье и даже душевное состояние, давно не секрет. Однако в большинстве случаев неизвестно, как именно происходит воздействие бактерий на мозг. Один из таких механизмов обнаружила команда французских ученых во главе с Пьером-Мари Лледо (Pierre-Marie Lledo) из Института Пастера, статья которых опубликована в журнале Nature Communications.

Авторы показали, что у лабораторных мышей с депрессией, искусственно вызванной стрессом, меняется и микрофлора. Причем их подавленное состояние можно передать и здоровым животным с помощью фекальной трансплантации — пересадки препаратов микрофлоры, выделенной из «депрессивных» мышей. После подобной процедуры они демонстрировали и соответствующие биохимические маркеры в мозге, и характерное поведение.

Ученые обнаружили, что при этом заметно изменяется работа эндоканнабиноидной системы (endocannabinoid, eCB) — одного из ключевых механизмов регуляции нейронов и всего организма. Такие сигнальные молекулы и рецепторы впервые обнаружили в 1990-х, при изучении наркотических эффектов действующего вещества конопли — тетрагидроканнабинола, — откуда система и получила свое название. Ее функции полностью еще не изучены, но показано, что ЭКС вовлечена в очень широкий круг задач, от пищевого поведения до памяти, иммунитета и сна.