23.09.2022

Микрофлора помогла медведям набирать примерно одинаковый вес на разной пище

4.2

Живущие в разных условиях медведи способны питаться самой разнообразной пищей — от ягод до рыбы и лосятины. Несмотря на эти различия, они набирают одни и те же размеры и одинаковые запасы жира. Секрет такой способности — в кишечной микрофлоре животных.

©National Park Service

Бурые медведи (Ursus arctos) — одни из самых крупных и опасных хищников суши. Они знамениты не только силой и сообразительностью, но и способностью погружаться в спячку зимой. Поэтому для их благополучия критически важны количества жира, которые животное успевает набрать к осени. В это время самка должна скопить в виде таких запасов около 20 процентов собственного веса, иначе она не сможет дать жизнь потомству и выкормить его.

При этом медведи, живущие в разных природных условиях, питаются крайне разнообразной пищей, от ягод до рыбы. Несмотря на это, им обычно удается набирать примерно одинаковые размеры и количества жировых запасов. Секрет — в кишечной микрофлоре животных. К такому выводу пришли ученые из Университета Северного Мичигана (США), статья которых опубликована в журнале Scientific Reports.

Сара Трухильо (Sarah Trujillo) и ее коллеги собрали и проанализировали фекалии примерно 50 взрослых бурых медведей, живущих на территориях трех разных национальных парков на Аляске: Катмай, Лейк-Кларк и Гейтс-оф-те-Арктик. Предыдущие исследования уже показали, насколько сильно различается диета медведей в них. В Лейк-Кларк основу ее составляют ягоды, форель и лосятина; в Гейтс-оф-те-Арктик — растительность и мясо млекопитающих. В Катмае, где условия наиболее разнообразны, медвежий рацион включает еще и различных морских животных.

Анализ показал, что различия в микрофлоре медведей из разных национальных парков позволяют им эффективно извлекать питательные вещества из любого набора доступной пищи. Секвенирование рибосомной РНК бактерий (16S) позволило установить состав и структуру микрофлоры, показав, что они определяются именно питанием, а не массой и другими параметрами самого животного.

«Понимая, что именно едят медведи и как различное питание позволяет им набирать близкие размеры, мы можем лучше осознавать опасности, которые угрожают этим животным, — говорят авторы работы. — А поскольку природа парков защищается и хорошо сохраняется, эти данные могут послужить отправной точкой для новых исследований. Например, ученые смогут сравнивать с ними кишечную микрофлору медведей, живущих в более нарушенной среде — например, там, где они имеют доступ к мусору и отходам человека». В последние годы таких животных становится все больше, что представляет опасность и для них, и для людей.